МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Администрации муниципального округа Сухой Лог
МБОУ ВСОШ
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический совет
Директор Козинов В.С.
Протокол №1 от «27» июня 2025г.
Приказ № 50 от «27» июня 2025г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика. Базовый уровень»
(Вариант 7)
для обучающихся 8- 9 классов
г. Сухой Лог 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даѐт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся с ЗПР средствами учебного
предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам
и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения);
даѐт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность
их изучения с учѐтом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей
обучающихся.
Р абочая
программа
определяет
количественные и качественные характеристики учебного материала для
каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного
вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
Программа является основой для составления тематического
планированиякурса учителем.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании
отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
В процессе изучения информатики у обучающихся с ЗПР формируется
информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и
структурирования
информации;
учащиеся
овладевают
способами
представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,
схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих
программных средств обработки данных; у учащихся формируется
представление о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; представление об основных изучаемых понятиях (информация,
алгоритм, модель) и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление;
формируются представления о применении знаний по предмету в
современном мире, о роли информационных технологий и роботизированных
устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях;
вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение
соблюдать нормы информационной этики и права.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние
на формирование мировоззрения школьника с ЗПР, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и
использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических
достижений
современной
цивилизации.
Многие
предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при
изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного
процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств
личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Информатика» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Особенностью восприятия и усвоения учебного материала по информатике,
обусловленной сниженным уровнем развития понятийных форм мышления,
является то, что абстрактные понятия и логический материал слабо
осознается обучающимися с ЗПР. Обучающиеся склонны к формальному
оперированию данными, они не пытаются вникнуть в суть изучаемого
понятия и процесса, им малодоступно понимание соподчинения отвлеченных
понятий и взаимообусловленность их признаков.
У обучающихся с ЗПР возникают трудности при преобразовании
информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и
полноты. Они испытывают трудности при оценивании числовых параметров
информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения
информации). При изучении раздела «Системы счисления» (у них могут
возникать затруднения при переводе из одной системы счисления в другую.
При изучении разделов «Разработка алгоритмов и программ»,
«Алгоритмы и программирование. Исполнители и алгоритмы.», «Элементы
математической логики» обучающиеся с ЗПР сталкиваются с трудностью
делать логические выводы, строить последовательные рассуждения,
оформлять блок-схемы и алгоритм записи кода программ, переносить
данный алгоритм в программу. Также при изучении программирования они
не могут разобраться с типами данных, не соотносят их с изученными ранее
методами кодирования информациив компьютере.
Обучающиеся затрудняются анализировать бессистемные данные даже в
простых задачах, они не всегда могут увидеть главное и второстепенное,
отделить лишнее, самостоятельно не соотносят ситуацию с изученным ранее.
Обучающимся с ЗПР требуется больше времени на закрепление
материала,актуализация знаний по опоре при воспроизведении.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Информатика» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обчающихся с ЗПР: учебный
материал преподносится небольшими порциями, происходит его постепенное
усложнение, используются способы адаптации трудных заданий, некоторые
темы изучаются на ознакомительном уровне исходя из отбора содержания
учебного материала попредмету.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности предмета на
уроках широко используются демонстрация педагогом практической работы
с последующим совместным анализом последовательных учебных действий
и выработкой алгоритма, усиленная предметно-практическая деятельность
учащихся,
дополнительный
наглядно-иллюстративный
материал,
подкрепление выполнения заданий графическим материалом. Особое место
отводится работе, направленной на коррекцию процесса овладения
учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»
Целями изучения информатики на уровне основного общего
образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества; понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессио-нальной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи;
сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее; определять шаги для
достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций, обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения,
стремления к продолжению образования в области информационных
технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.
Освоение учебного предмета «Информатики» обучающимися с
задержкой психического развития направлено на овладение ими основными
средствами представления информации, необходимыми для решения типовых
учебных задач с помощью информационных и коммуникационных
технологий; знание основных алгоритмических конструкций и умение
использовать их для построения алгоритмов; формирование у обучающихся с
ЗПР начальных навыков применения информационных технологий для
решения учебных, практико-ориентированных и коммуникативных задач.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у
обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития
информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных
задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных
систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми
нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности.
Для обучающихся с ЗПР важным является:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей детей с ЗПР средствами ИКТ;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни,
при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке
труда;
осуществление коррекции познавательных процессов, обучающихся с
ЗПР, развитие внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности,
умения строить суждения, делать умозаключения;
выработка навыков самоорганизации учебной деятельности
обучающихсяс ЗПР;
выработка у обучающихся с ЗПР навыка учебной работы по
алгоритму, развитие умений самостоятельно составлять алгоритм учебных
действий;
развитие навыков регулирующей роли речи в учебной работе.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного
предмета в виде следующих четырѐх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
Особенности
информатике
отбора
и
адаптации
учебного
материала
по
Обучение учебному предмету «Информатика» строится на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися
с ЗПР. В связи с этим в содержание рабочей программы по информатике
внесены некоторые изменения: увеличено количество упражнений и заданий,
связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются
как ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности;
теоретический материал преподносится в процессе выполнения заданий
наглядно- практического характера; учебный материал дается небольшими
дозами; на каждом уроке проводится актуализация знаний, включается
материал для повторения. При изучении информатики основное внимание
уделяется практической направленности, исключается или упрощается
наиболее сложный для восприятия теоретический материал.
Процесс изучения учебного предмета строится исходя из особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Учитывая сниженный
объем запоминаемой информации для учащихся с ЗПР целесообразно более
широко использовать опорные схемы, памятки, алгоритмы, тем самым
предупреждая неточность воспроизведения и достигая упроченного
запоминания путем многократного употребления памяток. Практические
действия обучающихся следует сопровождать речевым отчетом с целью
повышения осознанности и речевой саморегуляции. Каждый вид учебной
деятельности необходимо чередовать с физкультминутками, включая
гимнастику для глаз, упражнения для снятия напряжения. При выполнении
практической работы на компьютере обучающимся с ЗПР необходимо
предлагать подробную инструкционную карту с описанием каждого шага
выполнения задания.
Практическая работа должна предполагать формирование у
обучающихся с ЗПР навыков жизненных компетенций, умений
использования информационных технологий в повседневной жизни,
устанавливать связь между знаниями по предмету и жизненными реалиями.
Необходимо учитывать индивидуальный темп обучающегося с ЗПР, и
возможные нарушения нейродинамики при планировании объема
практической работы.
Целесообразно проводить уроки комбинированного типа, чтобы
теоретический материал подкреплялся практикой. Это облегчает восприятие
учебного материала обучающимися с ЗПР и способствует его прочному
запоминанию.
На уроках информатики целесообразным является постоянное
использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point,
образовательные интернет порталы «Российская электронная школа»,
Learning Apps и т.д.).
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Информатика»
Содержание видов деятельности обучающихся определяется особыми
образовательными потребностями школьников с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для данной категории детей, обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление
предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем;
чередование видов деятельности, за действующих все сенсорные системы;
введение дополнительных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции
учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
должна включать в себя совокупность технологических средств
(компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и
др.),
культурные и
организационные
формы
информационного
взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в
решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб
поддержки применения ИКТ.
Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализациитерминологии.
На изучение информатики на базовом уровне отводится 102 часа: в том
числе, в 8 классе – 34 часа (в том числе 0,5 часа в неделю отводится на
самостоятельное изучение), в 9 классе – 34 часа (в том числе 0,5 часа в
неделю отводится на самостоятельное изучение).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит.
Основание. Развѐрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему
чисел, записанных в других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до
1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления.
Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы
и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную
системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний.
Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и»
(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое
сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций.
Определение истинности составного высказывания, если известны значения
истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические
выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц
истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план
управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде
блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный
алгоритм.
Ограниченность
линейных
алгоритмов:
невозможность
предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от
исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и
невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и
составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к
требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка
несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для
управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертѐжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере.
Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор,
отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток
от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на
изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума
из двух, трѐх и четырѐх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего
вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр
значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего
общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального
числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого
числа на другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
Посимвольная обработка строк. Подсчѐт частоты появления символа в
строке. Встроенные функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных, определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату.
9 КЛАСС
Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в
Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные
социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в
Интернете. Безопасные стратегии поведения в Интернете. Предупреждение
вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(кибербуллинг, фишинг и другие формы).
Работа в информационном пространстве
Виды деятельности в Интернете, интернет-сервисы: коммуникационные
сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и другие), справочные
службы (карты, расписания и другие), поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и другие службы. Сервисы
государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной
разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как вебсервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки
программ.
Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации
моделей. Материальные (натурные) и информационные модели.
Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые
модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному
условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между
вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина
(источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление
количества путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота
дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с
помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с
использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как
Черепашка, Чертѐжник и другими.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и
отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных
числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путѐм ввода
чисел, нахождение суммы элементов массива, линейный поиск заданного
значения в массиве, подсчѐт элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию, нахождение минимального (максимального) элемента
массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и максимального значения элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры
использования принципа обратной связи в системах управления
техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в
робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отоплением дома, автономная система управления транспортным
средством и другие системы).
Информационные технологии
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной
таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции
для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического.
Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм
(гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа
диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная
и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и
подсчѐт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших
наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны,
региона. Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями:
веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений,
тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по
анализу данных, системный администратор.
Оценка
предметных
результатов,
обучающихся
с
ЗПР
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребенком и является механизмом для восполнения
образовательных дефицитов при их возникновении.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки
безопасного
поведения в интернет-среде; повышение уровня своей компетентности через
практическуюдеятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные
планы;
способность различать учебные ситуации, в которых можно действовать
самостоятельно, и ситуации, где следует запросить помощь;
соблюдение адекватной социальной дистанции в разных коммуникативных
ситуациях;
способность корректно устанавливать и ограничивать контакт в
виртуальном пространстве;
способность распознавать и противостоять психологической манипуляции,
социально неблагоприятному воздействию в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки в изучаемом
материале;
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, логически рассуждать, приходить к умозаключению
(индуктивному, дедуктивному и по аналогии) и делать общие выводы;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом учебном
материале;
с помощью педагога или самостоятельно выбирать способ решения
учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий);
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач: преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель; строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., с
помощью педагога или самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; выбирать форму представления информации в
зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия;
искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера.
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и
последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ
объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы;
регулировать способ выражения эмоций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, отражают
сформированность у обучающихся с ЗПР умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными
системами счисления;
записывать и сравнивать с визуальной опорой целые числа от 0 до 1024 в
различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16);
выполнять арифметические операции над ними с опорой на алгоритм учебных
действий;
ориентироваться в понятиях и оперировать на базовом уровне: раскрывать
смысл понятий с опорой на примеры «высказывание», «логическая операция»,
«логическое выражение»;
записывать логические выражения с визуальной опорой сравнивать с
использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность
логических выражений, если известны значения истинности входящих в него
переменных, строить таблицы истинности для логических выражений с опорой
на образец;
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне
«исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе
в виде блок-схемы с опорой на образец;
составлять, выполнять вручную и на компьютере простые алгоритмы с
использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертѐжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых,
логических, символьных), а также содержащие их выражения с опорой на
образец; использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и
выражения с ними с опорой на алгоритм правил;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы (при необходимости
использованием справочного материала) на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык), реализующие простые алгоритмы обработки
числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе
реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку
натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
9 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного
содержания,
установленного
рабочей
программой,
отражают
сформированность у обучающихся с ЗПР умений:
разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на
компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и
вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как
Робот,Черепашка, Чертѐжник с опорой на образец;
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые
алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных
числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или
количества элементов с заданными свойствами с опорой на образец на
одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#,
Школьный Алгоритмический Язык);
оперировать понятиями «модель», «моделирование», определять
виды моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и
целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и
иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с
использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и
визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона
таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять (с опорой на алгоритм учебных действий) в
электронных таблицах формулы для расчѐтов с использованием
встроенных арифметических функций (суммирование и подсчѐт значений,
отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск
максимального и минимального значения), абсолютной, относительной,
смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в
простых задачах из разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе
коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайнпрограммы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в
учебной и повседневной деятельности;приводить примеры использования
геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг,
образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной
деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного
программного обеспечения, защищать персональную информацию от
несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены,
утраты данных) с учѐтом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая
анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов,
опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(в том числе кибербуллинг, фишинг).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1
Системы счисления
6
0
1.2
Элементы математической логики
6
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
12
Раздел 2. Алгоритмы и программирование
2.1
Исполнители и алгоритмы.
Алгоритмические конструкции
10
2.2
Язык программирования
9
2.3
Анализ алгоритмов
2
Итого по разделу
21
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418516
2
0
В том числе 17 часов
отводится на
самостоятельное
изучение
9 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1
Глобальная сеть Интернет и стратегии
безопасного поведения в ней
3
1.2
Работа в информационном пространстве
3
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
6
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1
Моделирование как метод познания
Итого по разделу
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
8
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1
Разработка алгоритмов и программ
6
3.2
Управление
2
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
8
Раздел 4. Информационные технологии
4.1
Электронные таблицы
10
4.2
Информационные технологии в
современном обществе
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a7d0
Итого по разделу
11
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
0
В том числе 17 часов
отводится на
самостоятельное
изучение
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всег
о
1
Непозиционные и
позиционные
системы счисления
2
Развернутая форма
записи числа
3
Двоичная система
счисления.
Арифметические
операции в
двоичной системе
счисления
4
Восьмеричная
система счисления
1
5
Шестнадцатерична
я система
счисления
1
6
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Системы
Контрольны
е работы
Практически
е работы
Дата
изучени
я
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Дополнительна
я информация
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8a1649e
0
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8a164ba
2
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8a164d9
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16529
6
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16549
e
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8a16564
c
Самостоятельное
изучение
счисления»
7
Логические
высказывания
1
8
Логические
операции «и»,
«или», «не»
1
9
Определение
истинности
составного
высказывания
1
10
Таблицы
истинности
1
11
Логические
элементы
1
12
Обобщение по теме
«Элементы
математической
логики»
13
Понятие алгоритма.
Исполнители
алгоритмов
14
Свойства
алгоритма.
Способы записи
алгоритма
1
15
Алгоритмическая
конструкция
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1657fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165b5
6
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165cf0
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a165e9
4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8a178c3
8
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8a17949
e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17960
6
Самостоятельное
изучение
«следование».
Линейный
алгоритм
16
Алгоритмическая
конструкция
«ветвление»:
полная и неполная
формы
17
Алгоритмическая
конструкция
«повторение»
1
18
Формальное
исполнение
алгоритма
1
19
Разработка
несложных
алгоритмов с
использованием
циклов для
управления
формальными
исполнителями
1
20
Разработка
несложных
алгоритмов с
использованием
циклов и ветвлений
для управления
формальными
1
Самостоятельное
изучение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17998
a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179aac
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179e1
c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a179e1
c
Самостоятельное
изучение
исполнителями
Библиотека ЦОК
21
Выполнение
алгоритмов
1
22
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Исполнители и
алгоритмы.
Алгоритмические
конструкции»
1
23
Язык
программирования.
Система
программирования
1
24
Переменные.
Оператор
присваивания
1
25
Программирование
линейных
алгоритмов
1
26
Разработка
программ,
содержащих
оператор ветвления
1
27
Диалоговая отладка
программ
1
28
Цикл с условием
1
https://m.edsoo.ru/8a17a06
a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17a18
c
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
29
Цикл с переменной
1
30
Обработка
символьных
данных
1
31
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Язык
программирования
» Проверочная
работа /
Всероссийская
проверочная работа
1
32
Резервный урок.
Обобщение и
систематизация
знаний и умений по
курсу информатики
8 класса /
Всероссийская
проверочная работа
1
33
Анализ
алгоритмов.
Определение
возможных
результатов работы
алгоритма при
заданном
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ac4a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ad6
c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ae8e
Библиотека ЦОК
1
Самостоятельное
изучение
https://m.edsoo.ru/8a17b45
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17afa6
Самостоятельное
изучение
множестве входных
данных
34
Анализ
алгоритмов.
Определение
возможных
входных данных,
приводящих к
данному результату
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Самостоятельное
изучение
1
34
2
0
В том числе 17 часов отводится на самостоятельное
изучение
9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Глобальная сеть
Интернет. IPадреса узлов.
Большие данные
1
2
Информационная
безопасность
1
3
Учет понятия об
информационной
безопасности при
создании
комплексных
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Дополнительная
информация
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b690
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b7bc
Самостоятельное
изучение
информационных
объектов в виде
веб-страниц
4
Виды
деятельности в
сети Интернет
1
5
Облачные
технологии.
Использование
онлайн-офиса для
разработки
документов
1
6
Обобщение и
систематизация
знаний по темам
«Глобальная сеть
Интернет и
стратегии
безопасного
поведения в ней»,
«Работа в
информационном
пространстве»
1
7
Модели и
моделирование.
Классификации
моделей
1
8
Табличные
модели
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17b8e8
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ba1e
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17bb36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17be06
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c04a
Самостоятельное
изучение
9
Разработка
однотабличной
базы данных.
Составление
запросов к базе
данных
10
Граф. Весовая
матрица графа.
Длина пути между
вершинами графа.
Вычисление
количества путей
в направленном
ациклическом
графе
1
11
Дерево. Перебор
вариантов с
помощью дерева
1
12
Математическое
моделирование
1
13
Этапы
компьютерного
моделирования
1
14
Обобщение и
систематизация
знаний.
Контрольная
работа по теме
«Моделирование
1
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c392
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c4aa
Самостоятельное
изучение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17c9c8
как метод
познания»
15
Разбиение задачи
на подзадачи.
Составление
алгоритмов и
программ с
использованием
ветвлений, циклов
и
вспомогательных
алгоритмов
1
16
Одномерные
массивы
1
17
Типовые
алгоритмы
обработки
массивов
1
18
Сортировка
массива
1
19
Обработка потока
данных
1
20
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Разработка
алгоритмов и
программ»
1
21
Управление.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cb12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cc3e
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17cd60
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d01c
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d1ca
Библиотека ЦОК
Сигнал. Обратная
связь
https://m.edsoo.ru/8a17d4d6
22
Роботизированные
системы
1
23
Электронные
таблицы. Типы
данных в ячейках
электронной
таблицы
1
24
Редактирование и
форматирование
таблиц
1
25
Встроенные
функции для
поиска
максимума,
минимума, суммы
и среднего
арифметического
1
26
Сортировка и
фильтрация
данных в
выделенном
диапазоне
1
27
Построение
диаграмм и
графиков в
электронных
таблицах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d602
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d710
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d832
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17d990
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17db70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e08e
Самостоятельное
изучение
28
Относительная,
абсолютная и
смешанная
адресация
1
29
Условные
вычисления в
электронных
таблицах
1
30
Обработка
больших наборов
данных
1
31
Численное
моделирование в
электронных
таблицах
1
32
Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Электронные
таблицы»
1
33
Роль
информационных
технологий в
развитии
экономики мира,
страны, региона
1
34
Резервный урок.
Обобщение и
систематизация.
1
Библиотека ЦОК
Самостоятельное
изучение
https://m.edsoo.ru/8a17e2b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e6ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17e87c
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17eaca
Библиотека ЦОК
Самостоятельное
изучение
https://m.edsoo.ru/8a17ec3c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ed54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a17ee6c
Самостоятельное
изучение
Итоговое
повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
В том числе 17 часов отводится на самостоятельное
изучение
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
1.1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
По теме «Теоретические основы информатики»
Пояснять
на примерах
различия
между позиционными и
непозиционными системами счисления
Записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных
1.2
позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16),
выполнять арифметические операции над ними
1.3
Раскрывать
смысл
понятий
«высказывание»,
«логическая
операция», «логическое выражение»
Записывать логические выражения с использованием дизъюнкции,
конъюнкции и отрицания, определять истинность логических
1.4
выражений, если известны значения истинности входящих в него
переменных,
строить
таблицы
истинности
для
логических
выражений
2
По теме «Алгоритмы и программирование»
Раскрывать
2.1
смысл
понятий
«исполнитель»,
«алгоритм»,
«программа», понимая разницу между употреблением этих
терминов в обыденной речи и в информатике
2.2
Описывать алгоритм решения задачи различными способами, в
том числе в виде блок-схемы
Составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные
2.3
алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления
исполнителями
Использовать
2.4
константы
и
переменные
различных
типов
(числовых, логических, символьных), а также содержащие их
выражения, использовать оператор присваивания
2.5
2.6
Использовать при разработке программ логические значения,
операции и выражения с ними
Анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять,
какие результаты возможны при заданном множестве исходных
значений
Создавать и отлаживать программы на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы
2.7
обработки
числовых
данных
с
использованием
циклов и
ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного
целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту,
выделения цифр из натурального числа
9 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
По теме «Цифровая грамотность»
Использовать современные интернет-сервисы (в том числе
1.1
коммуникационные
сервисы,
облачные
хранилища
данных,
онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды
разработки) в учебной и повседневной деятельности
Приводить
1.2
примеры
использования
геоинформационных
сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных
сервисов Интернета в учебной и повседневной деятельности
Использовать различные средства защиты от вредоносного
программного обеспечения, защищать персональную информацию
от
1.3
несанкционированного
доступа
и
его
последствий
(разглашения, подмены, утраты данных) с учѐтом основных
технологических
и
социально-психологических
аспектов
использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой
след,
аутентичность
субъектов
и
ресурсов,
опасность
вредоносного кода)
Распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
1.4
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой
активности (в том числе кибербуллинг, фишинг)
2
2.1
По теме «Теоретические основы информатики»
Раскрывать
смысл
понятий
«модель»,
«моделирование»,
определять виды моделей, оценивать адекватность модели
моделируемому объекту и целям моделирования
2.2
3
Использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой
и иерархической структуры, находить кратчайший путь в графе
По теме «Алгоритмы и программирование»
Разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и
3.1
на
компьютере
несложные
алгоритмы
с
использованием
ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления
исполнителями
Составлять и отлаживать программы, реализующие типовые
алгоритмы
3.2
обработки
числовых
последовательностей
или
одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов,
суммы или количества элементов с заданными свойствами) на
одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java,
C#, Школьный Алгоритмический Язык)
4
По теме «Информационные технологии»
Выбирать способ представления данных в соответствии с
4.1
поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с
использованием
соответствующих
программных
средств
обработки данных
Использовать электронные таблицы для обработки, анализа и
4.2
визуализации числовых данных, в том числе с выделением
диапазона
таблицы
и
упорядочиванием
(сортировкой)
его
элементов
Создавать и применять в электронных таблицах формулы для
расчѐтов с использованием встроенных арифметических функций
4.3
(суммирование и подсчѐт значений, отвечающих заданному
условию, среднее арифметическое, поиск максимального и
минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной
адресации
4.4
Использовать
электронные
таблицы
для
численного
моделирования в простых задачах из разных предметных областей
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
8 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Теоретические основы информатики
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание.
1.1
Развѐрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел,
записанных в других системах счисления
1.2
Римская система счисления
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024
в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод
1.3
чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и
обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную
системы и обратно
1.4
Арифметические операции в двоичной системе счисления
Логические
высказывания.
Логические
значения
высказываний.
Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и»
1.5
(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое
сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций.
Определение
истинности
составного
высказывания
при
известных
значениях истинности входящих в него элементарных высказываний
1.6
1.7
2
2.1
2.2
Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение
таблиц истинности логических выражений
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера
Алгоритмы и программирование
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план
управления исполнителем
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блоксхемы, программа)
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный
2.3
алгоритм.
Ограниченность
линейных
алгоритмов:
невозможность
предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от
исходных данных
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и
2.4
невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и
составные условия
2.5
Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к
требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка
2.6
несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для
управления
формальными
исполнителями.
Выполнение
алгоритмов
вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы
Язык
2.7
программирования
(Python,
C++,
Java,
C#,
Школьный
Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста
программ, транслятор, отладчик
2.8
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные
переменные
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их
2.9
вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток
от деления. Проверка делимости одного целого числа на другое
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на
2.10
изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума
из двух, трѐх и четырѐх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего
вещественные корни
2.11
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод, выбор точки останова
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего
2.12
делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в
позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на
отдельные цифры
2.13
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа
на другое, проверки натурального числа на простоту
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные.
2.14
Посимвольная обработка строк. Подсчѐт частоты появления символа в
строке. Встроенные функции для обработки строк
2.15
Определение возможных результатов работы алгоритма при заданном
множестве входных данных, определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату
9 КЛАСС
Код
1
Проверяемый элемент содержания
Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных.
1.1
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в
Интернете. Большие данные (интернет-данные, в частности данные
социальных сетей)
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им.
1.2
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети
Интернет.
Безопасные
стратегии
поведения
в
сети
Интернет.
Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы
сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и другие формы)
Виды деятельности в Интернете. Интернет-сервисы: коммуникационные
сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и другие), справочные
службы (карты, расписания и другие), поисковые службы, службы
1.3
обновления программного обеспечения и другие службы. Сервисы
государственных
совместной
услуг.
разработки
Облачные
документов
хранилища
данных.
(онлайн-офисы).
Средства
Программное
обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические
редакторы, среды разработки программ
2
Теоретические основы информатики
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации
моделей.
2.1
Материальные
(натурные)
и
информационные
модели.
Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые
модели. Оценка соответствия модели моделируемому объекту и целям
моделирования
2.2
2.3
2.4
Табличные модели. Таблица как представление отношения
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному
условию
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между
вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина
(источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе.
Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
2.5
Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с
помощью дерева
Понятие
2.6
математической
математического
модели.
Задачи,
(компьютерного)
математической
модели
от
решаемые
с
моделирования.
натурной
модели
и
помощью
Отличие
от
словесного
(литературного) описания объекта
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
2.7
математической
проведение
модели,
программная
компьютерного
реализация,
эксперимента,
анализ
тестирование,
его
результатов,
уточнение модели
3
Алгоритмы и программирование
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с
3.1
использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителем или другими исполнителями
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и
отладка
программ,
реализующих
типовые
алгоритмы
обработки
одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования
(Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык):
3.2
заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с
формулой или путѐм ввода чисел, нахождение суммы элементов массива,
линейный поиск заданного значения в массиве, подсчѐт элементов массива,
удовлетворяющих
заданному
условию,
нахождение
минимального
(максимального) элемента массива. Сортировка массива
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
3.3
арифметического, минимального и максимального значения элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света, звука и другого). Примеры
3.4
использования
принципа
обратной
связи
в
системах
управления
техническими устройствами, в том числе в робототехнике. Примеры
роботизированных систем (система управления движением в транспортной
системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление
отоплением
дома,
автономная
система
управления
транспортным
средством и другие системы)
4
Информационные технологии
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной
таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции
4.1
для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического.
Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм
(гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа
диаграммы
4.2
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и
смешанная адресация
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчѐт
4.3
значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов
данных. Численное моделирование в электронных таблицах
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны,
региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с
4.4
информатикой
программист,
и
информационными
разработчик
мобильных
технологиями:
веб-дизайнер,
приложений,
тестировщик,
архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных,
системный администратор
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика: 8-й класс/ базовый уровень: учебник; 5-е издание,
переработанное, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. Общество с
ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК Информатика / Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК;
2. Российская электронная школа