АРП История 8-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Администрации муниципального округа Сухой Лог

МБОУ ВСОШ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Методический совет

Директор В.С. Козинов

Протокол № 1
от «27» июня 2025 г.

Приказ № 50
от «27» июня

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
(Вариант 7)
для обучающихся 8-9 классов

г. Сухой Лог 2025

2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся с ЗПР средствами учебного
предмета
«История»,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и
темам курса.
Учебный предмет «История» имеет интегративный характер, играет большую роль в
формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая
воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и
свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы
для жизни в современном обществе. Расширение исторических знаний обучающихся с ЗПР
сочетается с воспитанием ценностных ориентиров: внутренней установки личности ценить
и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, истории и традициям народов других
государств, истории и традициям своей семьи.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»:
формирование
и
развитие
личности
обучающегося,
способного
к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике.
ЗАДАЧИ:
- формирование у обучающихся с ЗПР ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечествумногонациональному
российскому
государству,
в
соответствии
с
идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
- развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязь и
взаимообусловленности;
- формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 8-9 классах отводится по 68 часов (2 часа в
неделю, 1 из них – самостоятельное изучение).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс
Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. Введение.
Век Просвещения.

Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и распространение
идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс. Секуляризация
(обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция центр Просвещения. Философские и
политические идеи Ф.М. Вольтера, Ш.Л. Монтескье Ж.Ж. Руссо. «Энциклопедия» Д.
Дидро, Ж. Д’Аламбер Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в
Америке Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и
общества.
«Союз королей и философов».
Государства Европы в XVIII в.
Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии.
Просвещенный абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении сословий:
старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель.
Экономическая политика власти. Меркантилизм.
Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги.
Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание
первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным. Социальные и
экономические последствия промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных
рабочих. Движения протеста. Луддизм.
Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка.
Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия.
Германские
государства,
монархия
Габсбургов,
итальянские
земли
в XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II Великий. Габсбур
гская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и ИосифаII. Реформы просвещенного
абсолютизма. Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Г
абсбургов над частью итальянских земель.
Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития,
ослабление международных позиций. Реформы в правление Карла III. Попытки проведения
реформ в Португалии. Управление колониальными владениями Испании и
Портуалии в Южной Америке. Недовольство населения колоний политикой
метрополий.
Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость
Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских
переселенцев. Складывание местного самоуправления. Колонисты и индейцы. Южные и
северные колонии: особенности экономического развития и социальных отношений.
Противоречия между метрополией и колониями.
«Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны
за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии под
командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776). Перелом в
войне и ее завершение. Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за
независимость. Конституция (1787). Отцы основатели Билль о правах (1791). Значение
завоевания североамериканскими штатами независимости.
Французская революция конца XVIII в.
Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало
революции. Декларация прав человека и гражданина. Политические течения и деятели
революции (Ж. Ж. Дантон, Ж. П. Марат). Упразднение монархии и провозглашение
республики. Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь короля.
Вандея. Политическая борьба в годы республики. Конвент и «революционный порядок
управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ
«старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь.
Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории. Наполеон

Бонапарт. Государственный переворот 18–19 брюмера (ноябрь 1799г.). Установление
режима консульства. Итоги и значение революции.
Европейская культура в XVIII в.
Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков, астрономов. До
стижения в естественных науках и медицине. Продолжение географических открытий.
Распространение
образования.
Литература
XVIII
в.: жанры, писатели, великие романы. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо
. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные авторы, произведения. Сословны
й характер культуры. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.
Международные отношения в XVIII в.
Проблемы европейского баланса сил
и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XVIII в. Северная война (1
700–1721). Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756–1763).
Разделы Речи
Посполитой.
Войны
антифранцузских
коалиций
против
революционной Франции. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVIII в.
Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения. Попытки
проведения реформ; Селим III. Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба
европейцев
за
владения
в
Индии.
Утверждение
британского владычества. Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских император
ов, система управления страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией.
«Закрытие»
Китая
для
иноземцев.
Япония
в
XVIII
в. Сегуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в.
Обобщение. Историческое и культурное наследие XVIII в.
История России. Россия в конце XVII – XVIII в.: от царства к империи
Введение.
Россия в эпоху преобразований Петра I
Причины
и
предпосылки
преобразований.
Россия
и
Европа
в
конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствова
ния Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина.
Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его
значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание б
азы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль
государства
в
создании
промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы мерканти
лизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в у
правлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по
отношению
к
купечеству
и
городским
сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Полож
ение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша),
городская
и
областная
(губернская)
реформы.
Сенат,
коллегии,
органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральн
ый регламент. Санкт-Петербург – новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота.
Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода.
Положение инославных конфессий.

Оппозиция
реформам
Петра
I.
Социальные
движения
в
первой
четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи
в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой.
Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и
о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на
берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.
Преобразования Петра I в области культуры
Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран
зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового
летоисчисления,
гражданского
шрифта
и
гражданской
печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений
. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись
, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены
в
образе
жизни
российского
дворянства.
«Юности
честное
зерцало». Новые формы общения в дворянской среде. Ассамблеи, балы, светские государст
венные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в
положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской
культуре.
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты
Причины
нестабильности
политического
строя.
Дворцовые
перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической ка
рьеры А. Д. Меншикова. Кондиции «верховников» и приход к власти
Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского
, Б. Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.
Укрепление границ империи на восточной и юговосточной окраинах. Переход Младшего жуза под суверенитет Российской империи. Война
с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне.
Экономическая
и
финансовая
политика.
Деятельность
П.
И.
Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налого
в. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности
и
внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И.
Шувалов.
Россия
в
международных
конфликтах
1740– 1750-х
гг. Участие
в Семилетней войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28 июня 1762 г.
Россия в 1760–1790-х гг.
Правление Екатерины II и Павла I
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «П
росвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Д
еятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства.
Начало выпускаассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольн
ое экономи ческое общество.
Губернская реформа.
Жалованныеграмоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство —
«первенствующее сословие»
империи.
Привлечение представителей
сословий
кместному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение п
ривилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация управления на окра
инах империи. Ликвидация гетманства на Левобережной Украине и Войска Запорожского.
Формирование Кубанского казачества. Активизация
деятельности
по
привлечению

иностранцев
в
Россию.
Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толер
антности и веротерпимости по отношению к не православным и нехристианским
конфессиям. Политика по отношению к исламу. Башкирские восстания. Формирование
черты оседлости.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные
, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по
отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль
крепостного строя в экономике страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков
в
развитии
промышленности.
Крепостной
и
вольнонаемный
труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие кре
стьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства
хлопчатобумажных
тканей.
Начало
известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоров
ы, Демидовы и др.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их рол
ь во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарк
и Малороссии. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение акти
вного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предв
одительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический
характер
движения.
Роль
казачества,
народов
Урала
и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие обществе
нной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И.
Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской
империей.
П.
А.
Румянцев,
А.
В.
Суворов,
Ф.
Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Север
ного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов
и
портов.
Основание
Пятигорска,
Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала
1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского
государства.
Участие
России
в
разделах
Польши
вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Присоединен
ие Литвы и Курляндии. Борьба поляков за национальную независимость. Восстание под пр
едводительством Т. Костюшко.
Россия при Павле I. Личность Павла I и ее влияние на политику
страны. Основные принципы внутренней политики. Ограничение дворянских привилегий.
Укрепление абсолютизма через отказ от принципов«просвещенного
абсолютизма»
и
усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти
императора. Акт о престолонаследии и Манифест о «трехдневной барщине». Политика по
отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью. Меры в области
внешней политики. Причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский
походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике
и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи

в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Н. И. Новиков,
материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его
«Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой светской кул
ьтуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой
стран
зарубежной
Европы.
Масонство
в
России.
Распространение
в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, клас
сицизм, рококо). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников,
мастеров,
прибывших
из-за
рубежа.
Усиление
внимания
к
жизни
и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы
. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение страны
главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская э
кспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья Америки. Российскоамериканская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение россий
ской словесности и развитие русского литературного языка. Российская академия. Е. Р.
Дашкова. М. В. Ломоносов и его роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой
породы» людей. Основание воспитательных домов в СанктПетербурге и Москве, Института благородных девиц в Смольном монастыре.
Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университ
ет — первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его
городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в
архитектуре
Москвы
и
Петербурга.
Переход
к
классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.
И. Баженов, М. Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Ака
демия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Нов
ые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.
Наш край в XVIII в.
Обобщение.
9 КЛАСС
Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало ХХ в.
Введение.
Европа в начале XIX в.
Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы. Законодательство. На
полеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции. Политика Наполеона в завоеванных с
транах. Отношение населения к завоевателям: сопротивление, сотрудничество. Поход арми
и Наполеона в Россию и крушение Французской империи. Венский конгресс: цели,
главные участники, решения. Создание Священного союза.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальн
ые отношения, политические процессы
Промышленный
переворот,
его
особенности
в
странах
Европы
и
США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических и
дей; социалистыутописты. Выступления рабочих. Социальные и национальные движения в странах Европы

. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий
.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1840-е гг.
Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания: бо
рьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание освободительных
движений.
Освобождение
Греции.
Европейские
революции 1830
г. и 1848–1849
гг. Возникновение и распространение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ – начале ХХ в.
Великобритания
в
Викторианскую
эпоху.
«Мастерская
мира».
Рабочее движение. Политические и социальные реформы. Британская колониальная импер
ия; доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация
колониальной экспансии. Франко-германская война 1870–1871 гг. Парижская коммуна.
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур, Дж.
Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II.
Германия.
Движение
за
объединение
германских
государств.
О.
Бисмарк. Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи. Социальная поли
тика. Включение империи в систему внешнеполитических союзов и колониальные захваты.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX – начале
XX
в.
Габсбургская
империя:
экономическое
и
политическое развитие, положение народов, национальные движения. Провозглашение дуа
листической
Австро-Венгерской
монархии
(1867).
Югославянские
народы: борьба за освобождение от османского господства. Русско-турецкая война 1877–
1878 гг., ее итоги.
Соединенные
Штаты
Америки.
Север
и
Юг:
экономика,
социальные отношения, политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм. Гражданск
ая война (1861–
1865): причины, участники, итоги. А. Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рос
т в конце XIX в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце
XIX – начале ХХ в.
Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция.
Индустриализация.
Монополистический
капитализм.
Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и сре
дств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Р
абочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий.
Страны Латинской Америки в XIX – начале ХХ в.
Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное общество.
Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. ТуссенЛувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Влияние США на страны
Латинской Америки. Традиционные отношения; латифундизм. Проблемы модернизации.
Мексиканская революция 1910–1917 гг.: участники, итоги, значение.
Страны Азии в ХIХ – начале ХХ в.
Япония.
Внутренняя
и
внешняя
политика
сегуната
Токугава.
«Открытие Японии». Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в эконом
ике и социальных отношениях. Переход к политике завоеваний.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов.
«Открытие» Китая. Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней». Революция 1
911–1913 гг. Сунь Ятсен.
Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения реформ. Политика
Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая революция 1908–1909 гг.
Револция 1905–1911 г. в Иране.

Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание сипае
в (1857–1859). Объявление Индии владением британской короны. Политическое развитие
Индии во второй половине XIX в. Создание Индийского национального
конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди.
Народы Африки в ХIХ – начале ХХ в.
Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и традиционные о
бщественные отношения в странах Африки. Выступления против колонизаторов. Англобурская война.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в.
Научные открытия и технические изобретения в XIX –
начале ХХ в. Революция в физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие фил
ософии, психологии и социологии. Распространение образования. Технический прогресс и
изменения в условиях труда и повседневной жизни людей. Художественная культура XIX –
начала ХХ в. Эволюция стилей в литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм.
Импрессионизм. Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное иск
усство. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX – начале XX в.
Венская система международных отношений. Внешнеполитические интересы велик
их держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колон
иальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за
передел
мира.
Формирование военнополитических блоков великих держав. Первая Гаагская мирная конференция
(1899).
Международные конфликты и войны в конце XIX – начале ХХ в. (испано-американская
война, русско-японская война, боснийский кризис). Балканские войны.
Обобщение. Историческое и культурное наследие XIX в.
История России. Российская империя в XIX – начале XX в.
Введение
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негл
асный комитет. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.
Внешняя политика России. Война России с Францией 1805–
1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1808–
1809 г. И присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г.
Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.
Венский
конгресс
и его решения. Священный союз. Возрастание роли России в европейской политике после п
обеды над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская консти
туция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организа
ции: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание
декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая
политика в условиях политического консерватизма. Государственная регламентация общес
твенной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, ц
ензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных к
рестьян П. Д. Киселева 18371841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Форми
рование профессиональной бюрократии.

Расширение империи: русско-иранская и русскотурецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священн
ый союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской
системы. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крес
тьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в Росс
ии. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Горо
да как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Общественная жизнь в 1830–1850е гг.
Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественн
ого мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, заро
ждение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен.
Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мыс
ль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная
политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм,
классицизм,
реализм.
Ампир
как
стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование
русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники.
Географические
экспедиции.
Открытие
Антарктиды. Деятельность
Русского
географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура
повседневности:
обретение
комфорта.
Жизнь
в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в.
Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь
и
основные
конфессии
(католичество,
протестантство,
ислам,
иудаизм, буддизм). Конфликты и сотрудничество между народами. Особенности админист
ративного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–
1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
Реформы 1860–1870-х гг. –
движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861
г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление об
щественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные
реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный
вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны.
Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877–1878
гг. Россия на Дальнем Востоке.
Россия в 1880–1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России.
Государственный
национализм.
Реформы
и
«контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной сам
одеятельности.
Местное
самоуправление
и
самодержавие.
Независимость суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Эконом
ическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное
развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интер
есов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Сельское хозяйство и промышленность. Пореформенная деревня: традиции и новац
ии. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего

и крестьянского хозяйств. Помещичье«оскудение». Социальные типы крестьян и помещико
в. Дворяне- предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической
и
социальной
модернизации.
Миграции
сельского
населения
в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и
частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской
культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта,
связи.
Рост
образования
и
распространение
грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании обществе
нного
мнения.
Народная,
элитарная
и
массовая
культура.
Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научн
ой
школы
и
ее
вклад
в
мировое
научное
знание.
Достижения
российской науки. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живо
пись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи.
Основные регионы и народы Российской империи и их роль в
жизни страны. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы националь
ного
и
религиозного
возрождения
у
народов
Российской
империи. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культу
р и народов. Национальная политика самодержавия. Укрепление автономии Финляндии. П
ольское восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и За
кавказье. Север, Сибирь, Дальний Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной
церкви и ее знаменитые миссионеры.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных
движений
Общественная жизнь в 1860–1890х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное с
амоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные органи
зации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское
движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, мар
ксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль.
Национализм.
Либерализм
и
его
особенности
в
России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское
движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция.
Народнические
кружки:
идеология
и
практика.
Большое
общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел»
и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и
формирование
социал-демократии. Группа
«Освобожденитруда».«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Россия на пороге ХХ в.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический
рост.
Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов.
Отечественный
и
иностранный
капитал,
его роль в индустриализации страны. Россия мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование н
овых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права.
Средние
городские
слои.
Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины

в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской
этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты
и национально-культурные движения.
Россия
в
системе
международных
отношений.
Политика
на
Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904–1905 гг. Оборона ПортАртура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в
России.
Николай
II
и
его
окружение.
Деятельность
В.
К.
Плеве
на
посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобожде
ния». Банкетная кампания.
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Деятел
ьность профессиональных революционеров. Политический терроризм.
«Кровавое
воскресенье»
9
января
1905
г.
Выступления
рабочих,
крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всеро
ссийская
октябрьская
политическая
стачка.
Манифест
17
октября
1905
г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их
лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты - революционеры). Социалдемократия:
большевики
и
меньшевики.
Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические па
ртии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное
восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906–1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в
I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906
г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество
и
власть
после
революции. Уроки
революции:
политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа сис
темных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание
социальных
противоречий.
III
и
IV
Государственная
дума.
Идейнополитический спектр. Общественный и социальный подъем.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России.
Россия в преддверии мировой катастрофы.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной литературе
и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в.
Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и
новаторство.
Музыка.
«Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие
народного
просвещения:
попытка
преодоления
разрыва
между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гу
манитарных
наук.
Формирование
русской
философской
школы.
Вклад
России начала XX в. в мировую культуру.
Наш край в XIX – начале ХХ в.
Обобщение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту,
технологиям,
боевым
подвигам
и
трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историч
ескому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности; формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками
и взрослыми в ходе образовательной деятельности;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации на основе получаем
исторических сведений
- установка на доступное осмысление исторического опыта;
- умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы
быть понятым другим человеком;
- углубление представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной
во времени.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
соотносить
с
опорой
на
алгоритм
учебных
действий
единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий с опорой на схему,
ключевые слова;
- сравнивать после предварительного анализа исторические события и явления,
определять в них общее и различия;
- устанавливать причинно-следственные связи при изучении исторических событий;
- владеть смысловым чтением;
- использовать вопросы как инструмент познания;
- с помощью педагога аргументировать свое мнение;
- с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы;
- пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
- с помощью педагога эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- использовать информационно-коммуникационные технологии; воспринимать и
с
помощью
педагога,
а
затем самостоятельно,
формулировать суждения об исторических событиях;
- с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- понимать цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных задач по предмету;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирова
ть свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- регулировать способ выражения эмоций;
- уметь признавать свое право на ошибку и такое же право другого.

Предметные результаты изучения истории в 8 классе
- называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.;
определять их принадлежность к историческому периоду, этапу с опорой на ленту времени,
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в. с опорой
на ленту времени
- знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место,
обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей
истории XVIII в.; группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по
принадлежности к историческим процессам и другим), составлять систематические
таблицы
- работа с исторической картой: выявлять и показывать на карте с опорой на
источник знаний изменения, произошедшие в результате значительных социальноэкономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории
XVIII в.
- работа с историческими источниками: различать самостоятельно или с помощью
педагогического работника источники официального и личного происхождения,
публицистические произведения, называть их основные виды, информационные
особенности, объяснять самостоятельно или с помощью педагогического работника
назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность,
извлекать, сопоставлять и систематизировать с использованием алгоритма учебных
действий информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из
взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных источников.
- историческое описание (реконструкция): рассказывать с использованием
алгоритма или других визуальных опор о ключевых событиях отечественной и всеобщей
истории XVIII в., их участниках, составлять характеристику (исторический портрет)
известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации
учебника и дополнительных материалов; составлять по заранее составленному плану
описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в,
представлять с использованием источника информации описание памятников
материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, в виде сообщения, аннотации
- выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий,
систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких
текстах проводить после предварительного анализа сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.
Предметные результаты изучения истории в 9 классе
- называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX - начала XX в.; выделять этапы (периоды) в
развитии ключевых событий и процессов с опорой на "ленту времени, выявлять с опорой
на "ленту времени" синхронность (асинхронность) исторических процессов отечественной
и всеобщей истории XIX - начала XX в.
- определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей
- характеризовать с использованием фактического материала место, обстоятельства,
участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX начала XX в, группировать, систематизировать после предварительного анализа факты по
самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к историческим
процессам, типологическим основаниям и другим), составлять систематические таблицы.
- работа с исторической картой: выявлять с использованием алгоритма учебных
действий и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных
социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей

истории XIX - начала XX в, определять на основе карты влияние географического фактора
на развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
- работа с историческими источниками: представлять в дополнение к известным
ранее видам письменных источников следующие материалы: произведения общественной
мысли, газетную публицистику, программы политических партий, статистические данные
и другие; определять с опорой на алгоритм учебных действий тип и вид источника.
К концу 8 класса обучающийся научится:
- характеризовать с опорой на алгоритм учебных действий основные этапы истории
формирования и изучения территории России;
- находить после предварительного анализа в различных источниках информации
факты, позволяющие определить вклад российских ученых и путешественников в освоение
страны;
- характеризовать с опорой на план географическое положение России с
использованием информации из различных источников;
- иметь представление о федеральных округах, крупных географических районах и
макрорегионах России;
- приводить с опорой на источник информации примеры субъектов Российской
Федерации разных видов и показывать их на географической карте;
- иметь представление о влиянии географического положения регионов России на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать с помощью учителя знания о государственной территории и
исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом,
поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
- иметь представление о степени благоприятности природных условий в пределах
отдельных регионов страны;
- проводить после предварительного анализа классификацию природных ресурсов;
- иметь представление о типах природопользования;
- выбирать и использовать с помощью учителя источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических
структур, слагающих территорию; объяснять закономерности распространения
гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на
территории страны;
- сравнивать и объяснять после предварительного анализа особенности компонентов
природы отдельных территорий страны;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;
- называть с опорой на источник информации географические процессы и явления,
определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;
- иметь представление о распространении по территории страны областей
современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
- применять с помощью учителя понятия: "плита", "щит", "моренный холм",
"бараньи лбы", "бархан", "дюна", "солнечная радиация", "годовая амплитуда температур
воздуха", "воздушные массы" для решения учебных и (или) практикоориентированных
задач;
- различать с опорой на источник информации понятия "испарение",
"испаряемость", "коэффициент увлажнения"; использовать их для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;

- описывать и прогнозировать после предварительного анализа погоду территории
по карте погоды;
- использовать с помощью учителя понятия "циклон", "антициклон", "атмосферный
фронт" для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт
погоды;
- проводить после предварительного анализа классификацию типов климата и почв
России;
иметь представление о показателях, характеризующих состояние окружающей
среды;
- показывать с опорой на источник информации на карте и (или) обозначать на
контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии
России; крупные реки и озера, границы климатических поясов и областей, природнохозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы
распространения многолетней мерзлоты;
- приводить с опорой на справочный материал примеры: мер безопасности, в том
числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф; рационального и нерационального природопользования; особо охраняемых
природных территорий России и своего края, животных и растений, занесенных в Красную
книгу России;
- выбирать с помощью учителя источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
- приводить с опорой на справочный материал примеры адаптации человека к
разнообразным природным условиям на территории страны;
- сравнивать после предварительного анализа показатели воспроизводства и
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- иметь представление о демографических процессах и явлениях, характеризующих
динамику численности населения России, ее отдельных регионов и своего края;
- проводить после предварительного анализа классификацию населенных пунктов и
регионов России по заданным основаниям;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и
сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практикоориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий в контексте реальной
жизни;
- применять с помощью учителя понятия "рождаемость", "смертность",
"естественный прирост населения", "миграционный прирост населения", "общий прирост
населения", "плотность населения", "основная полоса (зона) расселения", "урбанизация",
"городская агломерация", "поселок городского типа", "половозрастная структура
населения", "средняя прогнозируемая продолжительность жизни", "трудовые ресурсы",
"трудоспособный возраст", "рабочая сила", "безработица", "рынок труда", "качество
населения" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- представлять после предварительного анализа в различных формах (таблица,
график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
К концу 9 класса обучающийся научится:
- выбирать с помощью учителя и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения и (или)
хозяйства России;

- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- выбирать и использовать информацию из различных географических источников
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач с
опорой на алгоритм учебных действий: сравнивать и оценивать влияние отдельных
отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для
развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
- классифицировать после предварительного анализа субъекты Российской
Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и
анализа информации из дополнительных источников; выделять информацию, которая
является противоречивой или может быть недостоверной;
- иметь представление об изученных географических объектах, процессах и
явлениях: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная
структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения
производства), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП)
и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и ее
регионов, природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал, топливноэнергетический
комплекс
(ТЭК),
факторы
размещения
предприятий
ТЭК,
машиностроительный комплекс, факторы размещения машиностроительных предприятий,
черная и цветная металлургия, факторы размещения предприятий металлургического
комплекса, химическая промышленность, факторы размещения отдельных отраслей
химической промышленности, лесопромышленный комплекс, факторы размещения
предприятий лесопромышленного комплекса, агропромышленный комплекс, факторы
размещения предприятий агропромышленного комплекса (АПК), сфера услуг, факторы
размещения предприятий и организаций сферы услуг, виды транспорта, грузооборот,
пассажирооборот, территории опережающего развития (ТОР), Арктическая зона и зона
Севера России;
- находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую,
функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практикоориентированных задач;
- решать с опорой на алгоритм учебных действий практические задачи
геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей
местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в сфере экономической
географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия:
объяснять с опорой на план особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать после
предварительного анализа условия отдельных территорий для размещения предприятий и
различных производств;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;
оценивать
после
предварительного
анализа
финансовые
условия
жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические,
экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения
домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
- иметь представления об основных особенностях хозяйства России; влияние
географического положения России на особенности отраслевой и территориальной
структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и
перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России, место и роль России в

мировом хозяйстве, оценивать после предварительного анализа влияние географического
положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
- сравнивать после предварительного анализа географическое положение,
географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства
макрорегионов России;
- после предварительного анализа делать выводы о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о
динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли
России в мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы

Количество часов
Всего
Контрольные
Практические
работы
работы
Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в.
1.1 Введение
1
1.2

Государства Европы в XVIII в.

6

1.3

2

1.7

Британские колонии в Северной
Америке
Французская революция конца
XVIII века
Европейская культура в XVIII
в.
Международные отношения в
XVIII в.
Страны Востока в XVIII в.

1.8

Обобщение

1

1.9

Век Просвещения

2

1.4
1.5
1.6

3
3
2
3

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418bce

Итого по разделу
23
Раздел 2. История России. Россия в конце XVII — XVIII в.: от царства к империи
2.1 Введение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418a34
2.2 Россия в эпоху преобразований
11
Библиотека ЦОК
Петра I
https://m.edsoo.ru/7f418a34
2.3 Россия после Петра I.
7
1
Библиотека ЦОК
Дворцовые перевороты
https://m.edsoo.ru/7f418a34
2.4 Россия в 1760-1790-х гг.
18
Библиотека ЦОК

Дополнительная
информация

Правление Екатерины II и
Павла I
Культурное пространство
Российской империи в XVIII в.
Наш край в XVIII в.
Обобщение

6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418a34

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418a34

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

45
68

3

2.5
2.6
2.7

https://m.edsoo.ru/7f418a34

9 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы

0

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
Раздел 1. История России. Российская империя в XIX — начале XX в.
1.1
Александровская эпоха:
7
государственный либерализм
1.2
Введение
1
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9

Всего

Николаевское самодержавие:
государственный консерватизм
Культурное пространство империи в
первой половине XIX века
Народы России в первой половине XIX
в.
Социальная и правовая модернизация
страны при Александре II
Россия в 1880-1890-х гг.

5

Культурное пространство империи во
второй половине XIX века
Этнокультурный облик империи

3

3

1

2
6
4

2

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК

Дополнительная
информация

2

1.11

Формирование гражданского общества
и основные направления общественных
движений
Россия на пороге XX века

1.12

Обобщение

1

1.10

9

Итого по разделу
45
Раздел 2. Модуль. Введение в Новейшую историю России
2.1
Введение
1
2.2
Февральская и Октябрьская революции
4
1917 г.
2.3
Великая Отечественная война (1941—
5
1945 гг.)
2.4
Распад СССР. Становление новой
2
России (1992—1999 гг.)
2.5
Возрождение страны с 2000-х гг.
3
Воссоединение Крыма с Россией
2.6
Итоговое повторение
2
Итого по модулю
17
Раздел 3. Всеобщая история. История Нового времени. XIХ — начало ХХ в.
3.1
Введение
1
3.2

Европа в начале XIX века

2

3.3

Развитие индустриального общества в
первой половине XIX в.: экономика,
социальные отношения, поитические
процессы
Политическое развитие европейских
странв 1815—1840-х гг.
Страны Европы и Северной Америки в

2

3.4
3.5

2
6

https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Поле для свободного ввода
Поле для свободного ввода
Поле для свободного ввода
Поле для свободного ввода
Поле для свободного ввода
Поле для свободного ввода
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК

2

3.7

середине XIX - начале XX века
Страны Латинской Америки в XIX начале XX века
Страны Азии в XIX - начале XX века

3.8

Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в.

1

3.9

Международные отношения в XIX начале XX века
Развитие культуры в XIX — начале ХХ
в.
Обобщение

1

3.6

3.10
3.11

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
Тема урока
п/п

3

2
1
23
85

Всего
1

2

Введение. История нового времени.
XVIII в.
Истоки европейского Просвещения

3

Франция — центр Просвещения

1

4

Монархии в Европе XVIII в.:
абсолютные и парламентские монархии
Великобритания в XVIII в.

1

1

5

https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0

1

1

2

0

Количество часов
Контрольн Практически
ые работы
е работы

Дата
изучени
я

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Дополнительная
информация

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864c086
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864c1a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864c2c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864c3f6
Библиотека ЦОК

Самостоятельное
изучение

Самостоятельное
изучение

Социальные и экономические
последствия промышленного
переворота
Франция в XVIII в.

1

Германские государства, монархия
Габсбургов, итальянские земли в XVIII
в.
Государства Пиренейского полуострова

1

1

15

Создание английских колоний на
американской земле
Первый Континентальный конгресс
(1774) и начало Войны за
независимость.
Причины, хронологические рамки и
основные этапы Французской
революции XVIII в.
Упразднение монархии и
провозглашение республики
От якобинской диктатуры до
установления режима консульства
Развитие науки в XVIII в.

16

Образование и культура XVIII в.

1

17

Сословный характер культуры.
Повседневная жизнь обитателей
городов и деревень
Проблемы европейского баланса сил и
дипломатия
Войны антифранцузских коалиций

1

6

7
8

9
10
11

12

13
14

18
19

1

https://m.edsoo.ru/8864c536
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864c6d0

Самостоятельное
изучение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864c892
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864c9c8

Самостоятельное
изучение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864cae0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864cc0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864cd24

Самостоятельное
изучение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864ce3c

Самостоятельное
изучение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864cf5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864d080
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864d418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864d562
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864d6ac

1

1

1
1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864d7c4
Библиотека ЦОК

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

Самостоятельное
изучение

20

против революционной Франции
Османская империя в XVIII в.

1

21

Индия, Китай, Япония в XVIII в.

1

22

Культура стран Востока в XVIII в.

1

23

1

27

Обобщение. Историческое и культурное
наследие XVIII в.
Введение. Россия в конце XVII-XVIII в.:
от царства к империи
Причины и предпосылки
преобразований
Начало царствования Петра I, борьба за
власть
Экономическая политика в XVIII в.

28

Социальная политика XVIII в.

1

29

Реформы управления

1

30

Создание регулярной армии, военного
флота
Церковная реформа. Упразднение
патриаршества, учреждение Синода.
Положение инославных конфессий
Оппозиция реформам Петра I

1

Внешняя политика России в первой
четверти XVIII в.
Преобразования Петра I в области
культуры
Урок повторения, обобщения и

1

24
25
26

31

32
33
34
35

https://m.edsoo.ru/8864d8dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864d9f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864db0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864dc56
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864dea4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18b356
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18b720
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18ba40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18bbee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18bd74
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18bef0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18c094
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18c620

1
1
1
1

1

1

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18c7ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18c97c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18cb0c
Библиотека ЦОК

Самостоятельное
изучение

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

Самостоятельное
изучение

36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47

48
49
50

контроля по теме «Россия в эпоху
преобразований Петра I»
Начало эпохи дворцовых переворотов

https://m.edsoo.ru/8a18cc88
1

Кондиции «верховников» и приход к
власти Анны Иоанновны
Укрепление границ империи на
восточной и юго-восточной окраинах
Россия при Елизавете Петровне

1

Россия в международных конфликтах
1740—1750-х гг.
Царствование Петра III. Переворот 28
июня 1762 г.
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Россия после Петра
I. Дворцовые перевороты»
Внутренняя политика Екатерины II

1

«Просвещенный абсолютизм», его
особенности в России
Экономическая и финансовая политика
правительства
Административно-территориальная и
сословная реформы Екатерины II
Социальная структура российского
общества во второй половине XVIII
века
Национальная политика и народы
России в XVIII в.
Экономическое развитие России во
второй половине XVIII в.
Развитие промышленности в XVIII в.

1

1
1

1
1

1

1
1
1

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18ce0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18cfa8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18d1d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18d368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18d516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18d6a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18d840
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18d9e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18dc14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18ddc2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18dfb6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18e16e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18e59c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18e722
Библиотека ЦОК

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

1

57

Внутренняя и внешняя торговля в XVIII
в.
Обострение социальных противоречий
в XVIII в.
Влияние социальных волнений на
внутреннюю политику государства и
развитие общественной мысли
Внешняя политика России второй
половины XVIII в.
Присоединение Крыма и Северного
Причерноморья
Участие России в разделах Речи
Посполитой
Россия при Павле I.

58

Укрепление абсолютизма при Павле I.

1

59

1

63

Политика Павла I в области внешней
политики. Дворцовый переворот 11
марта 1801 г.
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Россия в 1760-1790-х
гг. Правление Екатерины II и Павла I»
Идеи Просвещения в российской
общественной мысли, публицистике и
литературе
Русская культура и культура народов
России в XVIII в.
Культура и быт российских сословий

64

Российская наука в XVIII в.

1

51
52
53

54
55
56

60

61

62

1
1

1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/8a18e858
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18e9d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18ebc8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18ed6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18ef42
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18f118
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18f302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18f4b0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18f668
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18f8ca

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18fa6e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18fbb8

Самостоятельное
изучение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18fcf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18fe6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190022

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

1

65

Образование в России в XVIII в.

1

66
67

Русская архитектура XVIII в.
Наш край в XVIII в.

1
1

Обобщение по теме "Россия в XVIIXVIII вв.: от царства к империи"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68

1

1

68

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1901ee
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1907f2
Библиотека ЦОК

Самостоятельное
изучение

0

9 В КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема урока
Всего
Введение. История нового времени.
XIX- начала XX в.
Провозглашение империи Наполеона I
во Франции
Наполеоновские войны и крушение
Французской империи
Промышленный переворот, его
особенности в странах Европы и США
Политические течения и партии в XIX
веке
Франция, Великобритания в XIX в.

1

Европейские революции 1830 г. и 18481849 гг.
Великобритания в Викторианскую
эпоху.
Франция в середине XIX - начале XX в.

1

1
1
1
1
1

1
1

Количество часов
Контрольн Практически
ые работы
е работы

Дата
изучени
я

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Дополнительная
информация

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864dff8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e17e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e2dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e44e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e584
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e6b0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e912
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864eb56
Библиотека ЦОК

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное

10

Италия в середине XIX - начале XX в.

1

11

Страны Центральной и Юго-Восточной
Европы во второй половине XIX —
начале XX в.
Соединенные Штаты Америки в
середине XIX - начале XX в.
Экономическое и социальнополитическое развитие стран Европы и
США в конце XIX — начале ХХ в.
Политика метрополий в
латиноамериканских владениях
Влияние США на страны Латинской
Америки
Япония и Китай в XIX - начале XX в.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f0a6

изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f1e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f2fe

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК

1

Османская империя в XIX - начале XX
в.
Индия в XIX - начале XX в.

1

Завершение колониального раздела
мира
Научные открытия и технические
изобретения в XIX — начале ХХ в.
Художественная культура XIX —
начала ХХ в.
Международные отношения,
конфликты и войны в конце XIX —
начале ХХ в.
Обобщение. Историческое и культурное
наследие XIX в.
Введение. Российская империя в XIX-

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f5d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f6f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f83a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f9b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864fb6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864fcea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864fe16

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24

1

1

1
1
1

1
1

https://m.edsoo.ru/8864ece6
Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864ff2e
Библиотека ЦОК

Самостоятельное
изучение

25
26
27

28
29
30

31

32
33
34
35
36
37
38
39

начале XX в.
Проекты либеральных реформ
Александра I
Внешняя политика России в начале XIX
в.
Отечественная война 1812 г. —
важнейшее событие российской и
мировой истории XIX в.
Внешняя политика России в 1813–1825
годах
Либеральные и охранительные
тенденции во внутренней политике
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Александровская
эпоха: государственный либерализм»
Дворянская оппозиция самодержавию.
Восстание декабристов 14 декабря 1825
г.
Реформаторские и консервативные
тенденции в политике Николая I.
Внешняя политика России во второй
четверти XIX века. Крымская война
Сословная структура российского
общества.
Общественная жизнь в 1830—1850-е гг.

1
1
1

1
1
1

https://m.edsoo.ru/8a190996
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190b80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190d10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190ebe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19109e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1912ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191648

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191490

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191cec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19223c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191f12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1920c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19261a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a192912
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19278c
Библиотека ЦОК

1
1
1

Государственная политика в области
культуры
Развитие науки и техники

1

Народная культура. Культура
повседневности
Многообразие культур и религий

1

1

1

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

Самостоятельное

40
41

42

43

Российской империи
Конфликты и сотрудничество между
народами
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Россия в первой
половине XIX века»
Реформы 1860—1870-х гг. — движение
к правовому государству и
гражданскому обществу.
Земская и городская реформы

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a192da4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19316e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1933da
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193542
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1936a0

Судебная реформа и развитие правового
сознания
Военные реформы

1

1

52

Многовекторность внешней политики
империи. Русско-турецкая война 1877—
1878 гг.
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Социальная и
правовая модернизация страны при
Александре II»
«Народное самодержавие» Александра
III
Основные сферы и направления
внешнеполитических интересов
Сельское хозяйство и промышленность.
Индустриализация и урбанизация
Культура и быт народов России во
второй половине XIX в.
Наука и образование

53

Художественная культура второй

1

44
45
46

47

48
49
50
51

1

https://m.edsoo.ru/8a192ad4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a192c5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1923b8

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193862

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193a06
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193b82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193cae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193f88
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1940b4
Библиотека ЦОК

1
1
1
1

изучение
Самостоятельное
изучение

Самостоятельное
изучение

55

половины XIX в.
Основные регионы и народы
Российской империи и их роль в жизни
страны.
Национальная политика самодержавия

56

Общественная жизнь в 1860—1890-х гг.

1

57

1

64

Идейные течения и общественное
движение второй половины XIX в.
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Россия во второй
половине XIX века»
На пороге нового века: динамика и
противоречия развития
Демография, социальная стратификация
на рубеже веков
Национальная политика, этнические
элиты и национально-культурные
движения на рубеже веков
Россия в системе международных
отношений в начале XX в.
Первая российская революция 1905—
1907 гг. Основные события Первой
российской революции. Особенности
революционных выступлений в 1906—
1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г.

65

Общество и власть после революции

1

66

Серебряный век российской культуры.

1

54

58

59
60
61

62
63

https://m.edsoo.ru/8a1941cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1942e4

1

1

1

1
1
1

1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1943f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194500
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1946ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193e5c

Самостоятельное
изучение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1947d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1948de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194a00

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194b0e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194c1c

Самостоятельное
изучение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194d34
Библиотека ЦОК

Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194f5a

67

Наш край в XIX ‒ начале ХХ в.

1

68

Обобщение по теме «Российская
империя в XIX — начале XX века»

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1954e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195608

Самостоятельное
изучение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».