МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Администрации муниципальный округа Сухой Лог
МБОУ ВСОШ
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический совет
Директор В.С. Козинов
Протокол № 1
от «27» июня 2025 г.
Приказ № 50
от «27» июня
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
(Вариант 7)
для обучающихся 8 класса
г. Сухой Лог 2025г.
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по музыке для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной
решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22))
(далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы по предмету
«Музыка» на уровне основного общего образования, Примерной программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна
порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие
художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщѐнности, с другой – глубокая степень психологической
вовлечѐнности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с
самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным
искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие
качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей
других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождѐнных в предыдущие
века и отражѐнных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание
в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные
интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода,
сохраняющего в свѐрнутом виде всю систему мировоззрения предков,
2
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком –
подсознательном – уровне.
Музыка – временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности, особенно обучающегося с
ЗПР, является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий,
обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с
прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребѐнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие ребѐнка, формирование всей системы ценностей.
Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область
«Искусство», способствует эстетическому и
духовно-нравственному
воспитанию, формированию способности оценивать и сознательно выстраивать
эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом,
коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с
ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое
воображение, ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать
информацию, передаваемую через художественные образы.
Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего
образования должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и
грамотности как части общей и духовной культуры обучающихся, развитие
музыкальных способностей обучающихся с ЗПР, а также способности к
сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной
деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных
видах музыкально-творческой деятельности.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с
ЗПР характерен сниженный уровень развития учебно-познавательной
деятельности, при котором отставание может проявляться в целом или локально
в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное их становление).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности,
в той или иной степени затрудняющие овладение программным материалом.
Слабая произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности обучающихся с ЗПР оказывают влияние на продуктивность
учебной деятельности на уроках музыки. Для обучающихся с ЗПР характерна
удовлетворительная обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и
зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В связи с этим
в образовательном процессе используются специальные приемы, позволяющие
3
корректировать и ослаблять проявления нарушений в развитии обучающихся.
Особое внимание уделяется формированию жизненных компетенций.
Посредством привлечения обучающихся с ЗПР к духовной составляющей
предмета у них формируются устойчивые нравственные позиции, культурные
ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора
способствует повышению общего уровня культурного развития, обучающегося
с ЗПР, его социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его
культурой и традициями.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку
жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора обучающихся;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативно-образного мышления,
воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в
различных видах музыкальной деятельности;
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
овладение основами музыкальной грамотности с опорой на специальную
терминологию и ключевые понятия музыкального искусства,
элементарную нотную грамоту, способствующей эмоциональному
восприятию музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с
жизнью.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный
предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся с ЗПР
потребности во взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых
для обеспечения достижения образовательных результатов, рекомендованных
образовательной организации. Музыкальный и теоретический материал
модулей, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть
дополнен регионально-национальным компонентом.
Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического
развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ЗПР и в то же
время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. В процессе
обучения учитываются особенности развития обучающихся с ЗПР,
препятствующие освоению учебного предмета. Снижение развития понятийноабстрактного мышления затрудняет у обучающихся с ЗПР понимание
художественного смысла музыкального произведения и его анализ. Им тяжело
воспринимать сложную мелодию, в то время как простые воспринимаются легче.
4
Недостаточность аналитико-синтетической деятельности и особенности
осмысленного восприятия осложняют различение на слух музыкальных
инструментов и их звучания. Нарушения в развитии эмоциональной сферы
влияют на восприятие настроения музыкального произведения, его
эмоционально-образного содержания. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в
различении тонких эмоциональных граней музыки, передаваемого
композитором характера музыкального произведения. Ограниченный словарный
запас препятствует вербальному выражению переживаемых чувств по
прослушанному
музыкальному
произведению.
Ослабленная
память
обучающихся с ЗПР, снижение ее объема может затруднять запоминание текста
песен и теоретический материал с соответствующей терминологией.
Поэтому коррекционная направленность уроков музыки предполагает
включение заданий на развитие внимания, приемов запоминания, ассоциативнообразного мышления, чувства ритма. Для преодоления трудностей в изучении
учебного
предмета
«Музыка»
необходим
подбор
эмоционально
привлекательного и доступного музыкального материала, дополнительная
визуализация и наглядность при изучении теоретического материала, регулярная
смена видов деятельности на уроке, поощрение любых проявлений активности,
включение специальной речевой работы по разъяснению новых терминов и
пополнению словаря. Особое значение следует уделять обеспечению
эмоциональной привлекательности занятий. Личностное, коммуникативное,
социальное развитие обучающихся с ЗПР определяется стратегией организации
их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Важным
становится поощрение инициативы обучающегося с ЗПР включаться в
музыкально-творческую деятельность класса и образовательной организации,
внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания
методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по
учебному предмету «Музыка». Она позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с
ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой
основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020
г. №2/20);
3) разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом
5
особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса,
используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение
учебного времени на изучение определѐнного раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного
материала.
Цель изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания
ребѐнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития
человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры
как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт
проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов,
идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира
через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный
анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса,
самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе
являются:
приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
осознание
социальной
функции музыки, стремление понять
закономерности
развития
музыкального
искусства,
условия
разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе,
специфики еѐ воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства; воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и
развития культурного многообразия;
6
формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства; освоение ключевых элементов
музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей;
развитие общих и специальных музыкальных способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
слушание (расширение приѐмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной
деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на
доступных музыкальных инструментах;
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование и др.);
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
исследовательская деятельность на материале музыкального искусства;
расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Специальной целью реализации программы предмета «Музыка» в
отношении обучающихся с ЗПР является расширение их музыкальных
интересов, обеспечение интеллектуально-творческого развития, развитие
активного познавательного поиска в сфере искусства, стимулирование
самостоятельности в освоении различных учебных действий.
Достижение перечисленных выше целей обеспечивается решением
следующих задач:
формирование музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как
неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение музыкальной
картины мира;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего
народа и разных народов мира, классическим и современным
музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного
отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,
развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления,
фантазии и воображения;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства,
специфики его выразительных средств и музыкального языка,
интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами
искусства и жизнью;
7
развитие творческих способностей учащихся, овладение художественнопрактическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкальнопластическое движение, драматизации музыкальных произведений,
музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникативных технологий);
передача
положительного
духовного
опыта
поколений,
сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном
виде;
коррекция и развития эмоциональной сферы обучающегося с ЗПР
посредством приобщения к музыке, выражения своих эмоций через
восприятие музыкальных произведений, переживание и осознание своих
чувств через проживание музыкального образа;
коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления
посредством заучивания музыкального материала и текстов песен,
понимания средств музыкальной выразительности;
совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков,
формирование способности вербального выражения чувств, обогащение
словаря.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по музыке
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую
систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и
конкретных приемов, то у обучающегося возникает интерес к художественной
деятельности вообще и музыке в частности.
Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь
эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма.
Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими
участниками сопровождения (учителем по основным предметам, педагогомпсихологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом). Они помогут
определить индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и учитывать их в
образовательном процессе, подбирать средства обучения в соответствии с
образовательными потребностями каждого ученика.
Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителемлогопедом, поскольку распевание на уроках музыки способствуют правильному
речевому дыханию и артикуляции.
Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете
психологических рекомендаций в реализации индивидуального подхода к
обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной
регуляции деятельности и поведения.
8
Учителю музыки следует придерживаться приведенных ниже общих
рекомендаций:
следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять
его на протяжении нескольких занятий;
при введении новых терминов следует использовать визуальную опору,
учитывать разную возможность обучающихся с ЗПР активно использовать
их в самостоятельной речи, предусматривать помощь (в виде опорных
карточек) при употреблении или использовании терминологии;
следует производить отбор музыкального материала с позиции его
доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень;
следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий,
мотивировать учащихся к изучению предмета;
необходимо обращать внимание на общее состояние подростка,
осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему
заданий.
Обучающиеся с ЗПР также нуждаются в том, чтобы на уроках музыки
учитель постоянно побуждал их высказываться, давать словесный отчет по
совершаемым учебным действиям; способствовал осознанности изучаемого
материала посредством установления обратной связи; разъяснял пользу
изучаемого материала, связь с жизненными ситуациями и применимость
полученных знаний в жизни, формировал мотивацию слушания музыки за
пределами урока.
В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит
модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся
формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в
художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной
музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества
крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных
инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях,
приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных
произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной
классики, образцов народного музыкального творчества, произведений
современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторовклассиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при
сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об
интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях,
различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и
оркестра.
9
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленныеособыми
образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «Музыка»
Основными видами учебной деятельности обучающихся с ЗПР являются:
слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкальнопластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Примерная
тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. Для
обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с лексическим
материалом по предмету «Музыка». Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерѐдности изучения
модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения
содержания.
Структура программы по предмету «Музыка»
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального образования и непрерывность
изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего
курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления».
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит
в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и
преподаѐтся в основной школе с 5 по 8 класс включительно (содержание
учебного предмета в 8 классе может быть интегрировано в другие предметы и
предметные области («Литература», «География», «История»,
10
«Обществознание», «Иностранный язык» и др.) или обеспечиваться временем за
счет часов внеурочной деятельности).
Содержание учебного предмета «Музыка», представленное в Примерной
рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной
образовательной программе основного общего образования, Примерной
адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
Предлагаемый вариант тематического планирования может служить
примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету.
Образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить
иной вариант тематического планирования, в том числе с учѐтом возможностей
внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы
воспитания образовательного учреждения.
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка»
образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного
образования детей, учреждениями культуры, организациями культурнодосуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся с ЗПР, участие в исследовательских и творческих
проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный
язык» и др.
11
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В соответствии с рекомендациями, представленными в Примерной
рабочей программе учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего
образования, тематическое наполнение модулей допускает перекомпоновку,
исключение отдельных блоков, с учѐтом возможностей региона,
образовательной организации, возможностей дополнительного образования и
внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития
обучающихся. В этой связи в Примерной рабочей программе для обучающихся
с ЗПР дается корректировка содержания учебного предмета «Музыка» в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
8 КЛАСС
Содержание предмета за курс 8 класса включает все изучаемые на
предыдущих годах обучения модули и направлено на закрепление изученного
материала и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета в 8 классе может быть интегрировано в другие
предметы и предметные области («Литература», «География», «История»,
«Обществознание», «Иностранный язык» и др.) или обеспечиваться временем за
счет часов внеурочной деятельности.
12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает
тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в
музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия
русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных
направлений современного музыкального искусства России;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
установка на осмысление опыта прослушивания произведений
классической музыки;
умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря
музыкальному воздействию;
способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом,
волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению;
способность к саморазвитию, умение оценивать собственные
возможности, склонности и интересы;
освоение культурных форм выражения своих чувств;
умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим
человеком.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и
жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
применять знаки и символы для решения учебных задач (владение
элементарной нотной грамотой);
аргументировать свою позицию, мнение;
13
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных
произведений;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое
высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации.
продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности.
анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций.
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в способности
к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие АООП ООО ЗПР по предмету «Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; имеют представление об отечественных
мастерах музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
14
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других,
стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям
музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включѐнного в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
8 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины, при необходимости с поддержкой учителя.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества
и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры
страны, при необходимости, используя план рассказа.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к
западноевропейской,
латино-американской,
азиатской
традиционной
музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурнонациональным традициям, при необходимости, используя визуальную опору.
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав, при необходимости,
используя визуальную поддержку;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения с использованием смысловой опоры.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения, при необходимости, используя визуальную опору.
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской
духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7«Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
15
симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности,
приводить примеры.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
высказывать суждения об основной идее, средствах еѐ воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения, при необходимости по опросному плану.
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав, при необходимости,
используя визуальную поддержку;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
Обучающиеся с ЗПР:
научатся различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и
театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта),
симфонической музыки;
смогут называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, концерт и
т.п.) с использованием справочной информации;
будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная
музыка, знаменный распев);
научатся различать особенности тембрового звучания различных
певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских,
мужских, смешанных);
будут называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса по
визуальной опоре;
научатся определять разновидности хоровых коллективов по стилю
(манере) исполнения: народные, академические;
научатся определять произведения русских композиторов-классиков (в
том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с
использованием справочной информации;
научатся узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо) с использованием визуальной опоры;
научатся владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с
использованием справочной информации;
научатся понимать существование в музыкальном произведении основной
идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения;
научатся узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов с использованием справочной информации;
16
научатся перечислять характерные признаки современной популярной,
джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации;
научатся
эмоционально-образно
воспринимать
музыкальные
произведения;
будут иметь представление об особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
будут иметь представление об интерпретации классической музыки в
современных обработках;
научатся определять характерные признаки современной популярной
музыки с использованием справочной информации;
научатся называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рокоперы, рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации;
научатся творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в пении;
будут участвовать в коллективной исполнительской деятельности,
используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
научатся применять современные информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
научатся обосновывать собственные предпочтения, касающиеся
музыкальных произведений различных стилей и жанров;
научатся использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на
занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
научатся использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка моего края
1.1
Наш край сегодня
Итого по разделу
Раздел 2. Народное музыкальное творчество России
2
2
Итого по разделу
Раздел 3. Русская классическая музыка
2
3.1
Русский балет
2
3.2
История страны и народа в музыке
русских композиторов
1
3.3
Русская исполнительская школа
2
Итого по разделу
Раздел 4. Жанры музыкального искусства
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
5
4.1
Театральные жанры
4
4.2
Симфоническая музыка
4
Итого по разделу
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1. Музыка народов мира
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
2
На рубежах культур
2.1
Библиотека ЦОК
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Музыкальный фольклор народов Азии и
Африки
Итого по разделу
Раздел 2. Европейская классическая музыка
1.1
2.1
Музыка – зеркало эпохи
Библиотека ЦОК
3
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
3
Библиотека ЦОК
2
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Итого по разделу
2
Раздел 3. Духовная музыка
Религиозные темы и образы в
3.1
3
современной музыке
Итого по разделу
3
Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления
4.1
Музыка цифрового мира
1
4.2
Мюзикл
2
4.3
Традиции и новаторство в музыке
2
Итого по разделу
Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства
5
5.1
Музыка кино и телевидения
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
4
4
34
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
Тема урока
Милый сердцу край
Исследовательский проект
на одну из тем
Музыкальная панорама
мира
Современная жизнь
фольклора
Всего
В музыкальном театре
1
7
В концертном зале
1
11
12
13
14
«Князь Игорь»
Опера: строение
музыкального спектакля
Портреты великих
исполнителей
Музыкальные зарисовки
Самостоятельное
изучение
1
6
10
Самостоятельное
изучение
1
1
9
Дополнительная
информация
1
Классика балетного жанра
Музыкальная панорама
мира
Исследовательский проект
В музыкальном театре.
Опера
Практические
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
5
8
Контрольные
работы
Дата
изучения
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaa20c
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9afa
Самостоятельное
изучние
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9c62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Самостоятельное
изучение
1
1
Самостоятельное
изучение
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Симфония: прошлое и
настоящее
Приѐмы музыкальной
драматургии
Лирико-драматическая
симфония
Музыкальные традиции
Востока
Воплощение восточной
тематики в творчестве
русских композиторов
Воплощение восточной
тематики в творчестве
русских композиторов
Музыкальные завещания
потомкам
Музыкальные завещания
потомкам
Музыка в храмовом
синтезе искусств
Неизвестный Свиридов «О
России петь — что
стремиться в храм…»
Свет фресок Дионисия —
миру
26
Классика в современной
обработке
27
В музыкальном театре.
Мюзикл
1
Самостоятельное
изучение
1
1
1
Самостоятельное
изучение
1
1
Самостоятельное
изучение
1
1
Самостоятельное
изучение
1
1
Самостоятельное
изучение
1
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5eab27e
https://m.edsoo.ru/f5eab4d6
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5eabc2e
https://m.edsoo.ru/f5eabff8
https://m.edsoo.ru/f5eac156
Самостоятельное
изучение
Самостоятельное
изучение
28
Популярные авторы
мюзиклов в России
1
29
«Музыканты – извечные
маги»
1
30
«Музыканты – извечные
маги»
1
31
Музыка в кино
1
Жанры фильма-оперы,
фильма-балета, фильма32
мюзикла, музыкального
мультфильма
Музыка к фильму
33
«Властелин колец»
Музыка и песни
34
Б.Окуджавы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eab86e
https://m.edsoo.ru/f5eab9c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eabaf8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea85a6
Самостоятельное
изучение
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f5ea8786
Самостоятельное
изучение
1
1
34
Самостоятельное
изучение
1
0