Сухой Лог Свердловская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вечерняя сменная общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
Т.И. Баранникова
Протокол №1 от 30.08.2023г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ МБОУ ВСОШ
от 30.08.2023 № 54/3
Директор В.С. Козинов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Иностранный язык (английский)
(учебный предмет)
Уровень образования/класс: среднее общее образование 10-12 классы
(начальное, основное, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 10 класс – 68ч., 11 класс – 68ч., 12 класс – 68ч.
Разработчик рабочей программы:
Негулярная Елена Михайловна, учитель, ВКК
(ФИО, должность, квалификационная категория)
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку для 10-12 классов разработана в соответствии с
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» и на основе авторской программы
О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова по английскому языку к УМК «Английский
язык: «Rainbow English» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область
«Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно
существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в
общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых
информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции
школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает
статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и
межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из
разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии,
математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми
средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим,
фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство
приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и
средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у
школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень
гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее
социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного,
полиязычного мира.
Учитывая выше сказанное, обучение английскому языку в средней школе должно
обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в основной школе, и решать
задачи, направленные на развитие познавательной деятельности, мыслительных
процессов и речи школьников. К моменту окончания основной школы, учащиеся
получают возможность достичь допорогового (A2 по общеевропейской шкале) уровня
коммуникативного владения английским
языком при выполнении основных видов
речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает
им возможность продолжать языковое образование на старшей ступени в полной средней
школе, используя иностранный язык как инструмент общения и познания. В 8-9 классах
учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения иноязычных проектов, а также
других видов работ творческого характера, который позволяет на старшей ступени
выполнять иноязычные проекты межпредметной направленности и стимулирует их к
2
интенcивному использованию иноязычных Интернет-ресурсов
освоения современного мира и социальной адаптации в нем.
для социокультурного
Степень сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных умений у
школьников в 10-11 классах на базовом уровне изучения английского языка создает
реальные предпосылки для учета конкретных потребностей школьников в его
использовании при
изучении
других
школьных
предметов,
а
также
в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах
человеческой деятельности (включая и их профессиональные ориентации, и намерения). В
связи с этим возрастает важность межпредметных связей иностранного языка с другими
школьными предметами.
К завершению обучения в старшей школе на базовом уровне планируется достижение
учащимися уровня, приближающегося к общеевропейскому пороговому уровню (В1)
подготовки по английскому языку.
Цели и задачи обучения английскому языку
Изучение в старшей школе иностранного языка
достижение следующих целей:
на базовом уровне направлено на
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение
новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами
общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков
оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной
специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое
речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений
выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной
информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений,
позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным
языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях
знания.
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному
изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью,
использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке
через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному
самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная
адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Принципы обучения английскому языку
3
Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у
них умения и навыков пользования языком как средством общения, то ведущим
принципом
является
принцип
коммуникативной
направленности.
Его основная функция состоит в создании всех условий коммуникации: мотивов, целей и
задач общения. Коммуникативная направленность определяет отбор и организацию
языкового материала, его ситуативную обусловленность, коммуникативную ценность как
речевых, так и тренировочных упражнений, коммуникативную формулировку учебных
задач, организацию и структуру урока. Этот принцип предполагает создание условий для
речемыслительной активности учащихся в каждый момент обучения английскому языку.
Основными принципами обучения учащихся в средней школе являются принципы
когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации
обучения, умение пользоваться современными технологиями для изучения иностранного
языка, формирование учебно-исследовательских умений, осознанное понимание места и
роли родного и иностранного языков в целостном поликультурном, полиязычном мире
как средств общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Развитие
средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность,
национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной
культуры.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это,
прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности
и объему представления предметного содержания через
систему заданий. Это
открывает
широкие возможности для
вариативности образования, реализации
индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый
ученик получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в
разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников.
Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность
овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.
Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного
(конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от
общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной
учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является
разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование
предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное
возвращение к пройденному материалу).
Принцип практической направленности предусматривает формирование знаний,
умений, навыков средствами всех предметов, способности их применять в условиях
решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений
работать с разными источниками информации (учебник, рабочая тетрадь, словарь и
другие источники информации);
4
Принцип дифференциации в обучении предполагает создание условий освоения знаний
оптимальным для каждого учащегося способом, темпом и объѐмом, учет специфических
позиций детей и взрослых в воспитательном процессе.
Принцип коррекционной
направленности
предусматривает
осуществление
индивидуального подхода к обучающимся; предотвращение наступления утомления;
использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать
познавательную деятельность детей; проявление особого педагогического такта: важно
подмечать и поощрять успехи учеников, помогать каждому учащемуся, развивать в нѐм
веру в собственные силы и возможности.
Принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении
последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях
науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности
и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и
системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по
повторению и обобщению изучаемого материала.
Принцип
сознательности и активности состоит в умелом использовании
разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к
овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для
сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к
постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и
разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу,
глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально
- эстетические идеи, которые имеются в его содержании.
Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и
индивидуальных особенностей, учащихся в учебном процессе и недопустимости его
чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым
материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным – значит:
правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей, учащихся определить его
содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо
овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно
определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного
материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для
изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности, и обеспечения
его глубокого и прочного усвоения.
Место предмета иностранный язык в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе
полного среднего образования из расчета 3-х учебных часов в неделю в 10-11 классах.
Примерная программа рассчитана на 210 учебных часа. При этом в ней предусмотрен
резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации
использования разнообразных форм организации учебного процесса.
5
Условия реализации программы:
Реализация рабочей программы планируется в условиях классно-урочной системы. Для
рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация
дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении домашнего задания.
Для достижения целей обучения, развития и воспитания применяются следующие
технологии: ИКТ, коллективные способы обучения, метод проектов.
Формы организации учебной деятельности различны:
Фронтальная форма обучения - предполагает совместную деятельность всей класс группы: учитель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал,
учащиеся работают над одной проблемой. Учитель спрашивает всех, беседует со всеми,
контролирует всех.
Индивидуальная форма обучения - углублѐнная индивидуализация обучения, когда
каждому даѐтся самостоятельное задание и предполагается высокий уровень
познавательной активности и самостоятельности каждого ученика. Данная форма
целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных видов, углублении
знаний и ликвидации в них пробелов.
Для достижения целей обучения, развития и воспитания применяются следующие
методы обучения:
-
словесные – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;
наглядные – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
практические — упражнения;
видеометод – ИКТ;
метод проектов;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает развитие у учащихся учебных умений, связанных
с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычные и
одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу, ориентироваться в
письменном и аудиотексте на иностранном языке, обобщать информацию, выделять ее из
различных источников; а также развитие специальных учебных умений: использовать
выборочный перевод для достижения понимания текста; интерпретировать языковые
средства, отражающие особенности культуры англоязычных стран; участвовать в
проектной деятельности межпредметного характера, в том числе с использованием
интернет.
6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения английского языка на базовом уровне в старшей школе ученик
должен:
Знать/понимать
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с
соответствующими ситуациями общения;
языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы
речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем;
новые значения изученных глагольных форм (видовременных, неличных), средств и
способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия,
побуждения к действию;
лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет
новой тематики и проблематики речевого общения.
Уметь
говорение
вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалогпобуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и
неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах,
используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой
прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать
сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;
создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/ страны
изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой
информации;
аудирование
понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом
иностранном языке в различных ситуациях общения;
понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов
познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным
профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;
чтение
читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные,
научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные
с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное,
изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в
стране/странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для
презентации результатов проектной деятельности.
7
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе
профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в
профессионально-ориентированных целях;
расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
участия в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных
проектах, конкурсах, олимпиадах;
обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного
языков в сокровищнице мировой культуры.
Учебно – тематический план
10-12 класс
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Досуг молодежи (посещение кружков, спортивных секций и 25
клубов по интересам).
2
Взаимоотношения в семье.
21
3
Научно технический прогресс.
33
4
Путешествие по своей стране и за рубежом.
23
5
Проблемы выбора
будущей
профессиональной деятельности.
6
Молодежь в современном мире. Досуг молодежи.
21
7
Научно-технический прогресс.
33
8
Природа и экология, научно-технический
23
сферы
трудовой
и 26
прогресс.
8
Содержание образования в 10-12 классах
1. Речевая компетенция
1.1. Предметное содержание устной и письменной речи
Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в авторской программе,
полностью
включает
темы,
предусмотренные
федеральным
компонентом
государственного стандарта по иностранным языкам*. Ряд тем рассматривается более
подробно.
Старшеклассники учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и
социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики:
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые
условия проживания в городской квартире или в доме / коттедже в сельской местности.
Образ жизни и отношения между людьми. Место, где ты живешь. История моей семьи: связь
поколений. Памятная семейная дата. Распределение домашних обязанностей в семье.
Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми.
Семейные ссоры как способ решения проблем. Отношение родителей к моим друзьям.
Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги.
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном мире. Досуг молодежи:
необычные хобби, виртуальные игры, музыкальные предпочтения, популярные солисты и
группы. Письмо в молодежный журнал. Музыка в культуре и жизни разных стран. Имидж
молодого человека как проявление его внутреннего мира. Любовь и дружба.
Спорт в жизни подростка. Спортивные занятия в школе. Безопасность при занятиях
спортом. Спортивная честь и сила характера.
Твое участие в жизни общества. Публичные личности. Права и обязанности
старшеклассника.
Страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие как
способ расширить свой кругозор. Известные программы обмена для школьников за
рубежом. Путешествия по своей стране и за рубежом, его планирование и организация,
заказ и покупка автобусных, железнодорожных билетов и авиабилетов, места и условия
проживания туристов, осмотр достопримечательностей.
Некоторые особенности поведения в разных странах. Восточный и западный стили жизни.
Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры. Соблюдение
культурных традиций.
Природа и экология, научно-технический прогресс. Глобальная деревня: плюсы и
минусы глобализации. Древние цивилизации. Влияние изобретений на развитие
человечества. Наука или выдумка. Незаурядные умы человечества. Зависимость человека
от современных технологий.
Перспективы технического прогресса. Генно-модифицированные продукты. Медицина и
нано-технологии. Роботы будущего. Влияние человека на окружающую его среду и жизнь
планеты в целом. Нравственный аспект технического прогресса. Угрозы среде и их
устранение. Киотский протокол как шаг к безопасности планеты.
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения
образования в высшей школе. Традиции образования в России. Обычные и виртуальные
университеты. Альтернативы в продолжении образования. Стратегии самостоятельной
учебной работы. Призвание и карьера. Непрерывное образование как условие успешности.
Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности,
профессии. Последний школьный экзамен. Английский язык и другие языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
1.2. Продуктивные речевые умения
Умения диалогической речи
9
При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, в ситуациях
официального и неофициального повседневного общения, а также в связи с прочитанным или
прослушанным старшеклассники продолжают учиться участвовать в диалогах этикетного
характера (с использованием необходимых речевых клише), диалогах-распроссах, диалогахпобуждениях к действию, диалогах-обмене информацией, а также в диалогах смешанного
типа, включающих элементы разных типов диалогов. При этом развиваются следующие
умения:
• участвовать в беседе / дискуссии на знакомую тему, в том числе используя заданные
алгоритмы ведения дискуссии;
• осуществлять запрос информации / самому делиться известной информацией;
• брать интервью / проводить опросы в классе на заданную тему с опорой на
предложенный план / алгоритм;
• обращаться за разъяснениями / давать собственные разъяснения, в том числе при
выполнении совместной проектной работы;
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов до шести-семи реплик со стороны каждого участника диалога.
Умения монологической речи
При овладении монологической речью школьники учатся выступать с сообщениями в
связи с увиденным, услышанным, прочитанным, а также по результатам выполненной
проектной работы. При этом развиваются следующие умения:
— делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по заданной теме /
проблеме;
— делать презентации по выполненному проекту;
— кратко передавать содержание полученной (в устной или письменной форме)
информации;
— рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения /
поступки;
— рассуждать о фактах / событиях, 4фиводя примеры, аргументы, делая выводы;
— рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры и аргументы;
— описывать особенности жизни и культуры своей страны и стран, говорящих на
английском языке.
Объем монологического высказывания — двенадцать-пятнадцать фраз.
Умения письменной речи
В плане совершенствования письменной речи школьники продолжают учиться:
— делать выписки, заметки при чтении / прослушивании текста;
— составлять план, тезисы устного / письменного сообщения, в том числе на основе
выписок из текста;
— заполнять бланки, анкеты, сообщая о себе сведения в форме, принятой в странах,
говорящих на английском языке (автобиография / резюме);
— писать небольшой рассказ / эссе на известную тему (пользуясь образцом / алгоритмом),
придерживаясь заданного объема;
— писать неформальное (личное) и формальное письмо (например, заявку на участие в
образовательной программе обмена) с опорой на заданный алгоритм.
При этом развиваются следующие умения:
• фиксировать необходимую информацию с целью ее дальнейшего использования
(например, в собственном высказывании, в проектной деятельности);
10
• указывать требующиеся данные о себе в адекватной форме, например, в форме CV;
• сообщать / расспрашивать в личном письме об интересующих новостях / проблемах,
описывать свои планы на будущее;
• сообщать / рассказывать об отдельных фактах / событиях, выражая свои суждения;
расспрашивать в формальном письме об условиях обучения, уточняя интересующие
детали.
1.3. Рецептивные речевые умения
Умения аудирования
В плане аудирования школьники продолжают учиться понимать на слух с различной
степенью полноты и точности высказывания собеседников в процессе общения, а также
содержание аутентичных аудиотекстов различных жанров: — понимать основное
содержание несложных текстов монологического и диалогического характера: отрывков
бесед / интервью, теле- и радиопередач, в рамках изучаемых тем;
выборочно понимать необходимую информацию в объявлениях и информационной
рекламе;
относительно полно понимать высказывания собеседников в наиболее распространенных
стандартных ситуациях повседневного общения.
При этом развиваются следующие умения:
опираться на языковую и контекстуальную догадку при восприятии аудио-текста;
добиваться полного понимания собеседника путем переспроса;
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлять наиболее значимые факты;
извлекать из аутентичного аудиотекста необходимую / интересующую информацию;
определять своѐ отношение к услышанному.
Умения чтения
При обучении чтению развиваются умения школьников во всех основных видах чтения
аутентичных текстов различных жанров и стилей: публицистических, научно-популярных,
художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (в
частности, с учетом выбранного профиля):
ознакомительного чтения — с целью понимания основного содержания сообщений,
репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных
публикаций научно-познавательного характера;
изучающего чтения — с целью полного и точного понимания информации
прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных; алгоритмов /
памяток для формирования стратегий учебной деятельности);
просмотрового / поискового чтения — с целью выборочного понимания необходимой или интересующей информации из текста статьи, проспекта.
При этом развиваются следующие умения: предвосхищать / прогнозировать возможные
события / факты:
восстанавливать целостность текста, путем добавления выпущенных фрагментов;
догадываться о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную
догадку;
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
понимать аргументацию автора;
извлекать необходимую / интересующую информацию;
определять свое отношение к прочитанному;
11
пользоваться сносками, лингвострановедческим справочником, словарем.
2. Социокультурная компетенция.
Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений в 10-11-х классах происходит за
счет углубления социокультурных знаний:
— о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой,
социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в англоговорящей среде
(включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в
гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут
использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;
— о культурном наследии стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни
разных
слоев
общества
в
них,
возможностях
получения
образования
и
трудоустройства,
их
ценностных
ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях этих стран.
Происходит дальнейшее развитие социокультурных умений использовать:
— необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия / несогласия,
отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других, в
частности,
используя
уместные речевые клише;
— необходимые языковые средства, с помощью которых можно представить родную
страну и культуру в общении с представителями других стран, говорящими на английском
языке, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
— принятые в английском языке формулы речевого этикета в стандартных ситуациях общения.
3. Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции
Наряду с умениями, сформированными в основной школе (2-9 классы), старшеклассники
овладевают следующими умениями и навыками, позволяющими самостоятельно
приобретать знания:
— пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как сравнение,
сопоставление, анализ, обобщение, систематизация;
— выделять нужную / основную информацию и фиксировать основное содержание
сообщений на английском языке из различных источников, воспринимаемых в устной или
письменной форме;
— критически оценивать информацию, получаемую из прослушиваемых или прочитанных
текстов, а также в процессе обсуждения проблем;
— использовать языковую и контекстуальную догадку, двуязычный / одноязычный
словарь и другую справочную литературу при восприятии на слух или чтении текстов на
английском языке;
— участвовать в проектной деятельности (в том числе межпредметного характера),
осуществляя ее в сотрудничестве или индивидуально;
— пользоваться разными учебными стратегиями, позволяющими рационально планировать
свое время, снимать стрессы во время учебы, готовиться к предстоящим выпускным
экзаменам (см. приложение Learning Strategies).
Развитие специальных учебных умений:
— интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста;
— пользоваться справочным материалом УМК (лингвострановедческим справочником,
грамматическими правилами, таблицами, словарем, памятками специального предметного
характера).
4. Языковая компетенция
4.1. Произносительная сторона речи. Орфография
12
На старшем этапе совершенствуются следующие навыки:
— применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного ранее и нового
лексического материала, изучаемого в 10-12-х классах;
— соблюдать словесное и фразовое ударение, в том числе в многосложных словах;
— соблюдать интонацию различных типов предложений. Выражать чувства и эмоции с помощью эмфатической интонации.
4.2. Лексическая сторона речи
К завершению полной средней школы (12 класс) продуктивный лексический минимум
составляет около 1400 ЛЕ, включая лексику, изученную в предыдущие годы, новые слова и
речевые клише, а также новые значения известных учащимся многозначных слов. Объем
рецептивного словаря, включая продуктивный лексический минимум, увеличивается за
счет текстов для чтения и аудирования.
Расширяется потенциальный словарь за счет овладения интернациональной лексикой и
новыми значениями известных слов, образованных на основе продуктивных способов
словообразования.
Осуществляется систематизация лексических единиц, овладение лексическими средствами,
обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения.
Систематизируются способы словообразования: словосложения, аффиксации, конверсии.
Развиваются навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих речевые ситуации в рамках тематики основной и старшей школы,
наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета,
характерных для культуры стран изучаемого языка; навыков использования
лингвострановедческого справочника учебника и различных словарей, в том числе
виртуальных.
4.3. Грамматическая сторона речи
В 10-12-х классах происходит коммуникативно-ориентированная систематизация
грамматического материала и продуктивное овладение грамматическими явлениями,
которые были усвоены рецептивно в основной школе.
Систематизируются способы выражения будущего, вероятности, цели, предпочтения,
запрещения, разрешения, предположения (expressing the future, probability, purpose,
preference, forbidding, obligation, necessity, permission, prediction, etc.).
Формируются и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи
коммуникативных и структурных типов предложения; систематизируются знания о
сложносочиненных и сложносочиненных предложениях, в том числе:
• условных предложениях с разной степенью вероятности: Conditionals I, II, III, в том
числе условных предложениях, относящихся к настоящему и будущему (If ...V + ed...
would...);
• условных предложениях смешанного типа (Conditionals II и III);
• придаточных предложениях причины (to / in order to; so /such + that);
• предложениях с конструкциями be used to / get used to; I wish...;
• эмфатических предложениях с конструкцией It's him who... .
Совершенствуются навыки распознавания и употребления косвенной речи (reporting
commands, requests, instructions, suggestions).
Совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее
употребительных временных формах действительного залога: Present/Future/Past Simple,
Present/Future/ Past Continuous, Present / Past Perfect; Present Perfect Continuous / Past Perfect
Continuous; модальных глаголов и их эквивалентов (can/could/ be able to / must).
Систематизируются знания о признаках и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах страдательного залога: Present Simple
Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive и способов их
перевода на русский язык.
13
Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive,
Future Perfect Passive; неличных форм глагола без различения их функций (infinitive / V-ing
forms).
Систематизация знаний употребления определенного / неопределенного и нулевого артикля
и совершенствование соответствующих навыков. Употребление артиклей с названиями
стран и языков.
Совершенствование навыков употребления имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключений); навыков распознавания и употребления в
речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных,
вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий,
выражающих количество; количественных и порядковых числительных (Determiners:
articles, indefinite pronouns, personal pronouns, relative pronouns, question words,
comparatives, expressions of quantity, numerals).
Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место
действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности (Linking
devices).
Программа предусматривает проведение следующих видов контроля:
входного (проверка усвоения текущего лексико-грамматического материала в рамках
одной темы, проверка уровня сформированности рецептивных и продуктивных навыков и
умений);
промежуточного (проверка усвоения лексико-грамматического материала и
практических умений использовать его в речевой деятельности в отдельно взятой
ситуативно-тематической области; осуществляется в конце каждой изученной темы);
итогового (проверка уровней овладения обучающимися коммуникативными
компетенциями в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении,
письменной речи; осуществляется в конце I и II второго полугодия).
Контроль уровня обученности учащихся проводится в форме устного опроса,
контрольных работ, тестовых заданий, чтения вслух и про себя, творческих работ.
Литература и средства обучения
Учебная литература
Средства обучения
1. О.В.Афанасьева,
И.В.Михеева, Используемая линия УМК
К.М.Баранова. Английский язык:
Бумажные носители
«Rainbow English»: Учебник для 11
кл.
Общеобраз.
Учрежд.— Учебник (Книга для учащихся)
Москва:Дрофа, 2014;
Рабочая тетрадь
2. О.В.Афанасьева,
И.В.Михеева, Книга для учителя
К.М.Баранова. «Английский язык:
Наглядно-дидактический материал
«Rainbow English»: Рабочая тетрадь
для 11 кл. Общеобраз. Учрежд. в Демонстрационные тематические таблицы
двух частях — Москва: Дрофа, 2014;
Календарно-тематические планы
3. О.В.Афанасьева,
И.В.Михеева,
К.М.Баранова. Авторская программа
по английскому языку к УМК
О.В.Афанасьева,
И.В.Михеева,
К.М.Баранова.
«Английский язык: Rainbow English»
Электронные носители
Интернет-поддержка
Методическая помощь авторов
Дополнительные материалы к УМК
14
4.
5.
6.
7.
для
учащихся
10-11
классов
общеобразовательных учреждений Москва: Дрофа, 2014;
О.В.Афанасьева,
И.В.Михеева,
К.М.Баранова. «Английский язык:
Rainbow
English»: книга
для
учителя — Москва: Дрофа, 2014;
О.В.Афанасьева,
И.В.Михеева,
К.М.Баранова. «Английский язык:
Rainbow English»: CD MP3
Москва: Дрофа, 2014;
Андросенко, Т.Д. Английский язык.
2-11
классы:
внеклассные
мероприятия. Волгоград: Учитель,
2011. – 167 с;
Обучающая
компьютерная
программа.
Оснащение
предмета
1.
2.
3.
4.
5.
Электронные Книги для учителя
Календарно-тематические планы
Аудиоприложения в MP3 формате
Цифровые носители
Мультимедийные приложения к учебникам
Аудиоприложение (CD, MP3)
Учебные фильмы по коммуникативной
технологии иноязычного образования
образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
Стандарт образования по иностранному языку
Примерная программа образования по иностранному языку
Книги для чтения на иностранном языке
Пособия по страноведению Великобритании/Америки
Двуязычные словари
Авторские рабочие программы к УМК, которые используются для изучения
иностранного языка
Книги для учителя (методические рекомендации к УМК)
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала,
содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения
Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка
Карта(ы) стран(ы) изучаемого языка
Карта России (физическая)
Флаги стран(ы) изучаемого языка
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Электронные учебники, практикумы и мультимедийные обучающие программы
по иностранным языкам
Компьютерные словари
Электронные библиотеки
Игровые компьютерные программы (по изучаемым языкам)
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (ПРИ НАЛИЧИИ КОМПЬЮТЕРА МОГУТ
БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте для начальной
ступени обучения.
Таблицы-фолии, соответствующие основным разделам грамматического
материала, представленного в стандарте для разных ступеней обучения.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
15
6
Мультимедийный компьютер
Копировальный аппарат
Сканер
Аудио-центр ( аудиомагнитофон)
Телевизор
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления постеров и таблиц
Сетевой фильтр-удлинитель
Тематическое планирование
10-12 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Тема урока
Кол-во
часов
Личные данные. Характер человека. Устная речь.
Словосочетания, выражающие предпочтения людей.
Структуры would rather и had better. Употребление в речи.
Введение НЛЕ. Лексико-грамматические упражнения.
Выражение собственного мнения. Устная речь
«Дневники принцессы». Детальное чтение.
1
1
1
1
1
1
Употребление Present Simple и Present Progressive.
Past Simple и Past Progressive. Выполнение упражнений.
Входная контрольная работа «Времена английского глагола».
Введение НЛЕ. Полезные советы.
Введение НЛЕ. «Четыре сестры». Работа с текстом.
Употребление Past Simple и Past Progressive.
Преимущества наличия хобби. Работа в группах/парах.
Сложные прилагательные. Введение НЛЕ.
Лексический диктант.
Образование и употребление Future-in-the Past
Что значит быть счастливым? Чтение. Рассуждения.
Фразовый глагол to beat. Present Perfect и Present Perfect
Progressive.
ЗОЖ. У доктора. Диалогическая речь
Английские идиомы о самочувствии. Работа в парах.
Систематизация грамматического материала.
Контрольная работа по разделу «В гармонии с собой».
Работа над ошибками
Эссе «В гармонии с собой».
Выполнение тренировочных упражнений.
Проектная работа «В гармонии с собой».
Обобщающий урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
Друзья в жизни подростка. Введение НЛЕ.
Как сохранить дружбу на долгие годы?
Поговорим о дружбе. Устная речь.
Употребление Past Simple и Present Perfect. Упражнения.
Проблемы отцов и детей. Введение НЛЕ.
Люди с ограниченными возможностями. Работа с текстом.
Важные качества для родителей. Обмен мнениями.
Хорошие дети – какие они? Работа в группах.
Отношения в семье. Устная речь
Домашние обязанности. Словосочетания с глаголами do и make
Продолженные времена в пассивном залоге.
Перфектные времена в пассивном залоге.
Семейный бюджет. Карманные деньги.
Английские идиомы и пословицы о финансовом состоянии.
Королевская семья. Введение НЛЕ.
Фразовый глагол to sign. Упражнения.
Счастливая семья. Обсуждение темы.
Контрольная работа по разделу «В гармонии с другими».
Работа над ошибками
Проектная работа «В гармонии с другими».
Обобщающий урок.
Всемирно известные уголки природы.
Пассивные структуры с инфинитивом.
Введение НЛЕ. Жизнь в городе и за городом: за и против.
Пассивные структуры с инфинитивом. Упражнения.
Жизнь в городе и за городом. Работа в группах.
Национальные парки США.
Россия – страна природных чудес и бескрайних просторов.
Артикль the с географическими названиями.
Исчезающие виды животных и растений. НЛЕ.
Национальный фонд Великобритании. Работа с текстом.
Экологические проблемы планеты. Обсуждение темы.
Употребление неопределенного артикля.
Экологическая грамотность. Введение НЛЕ.
Загрязнения воздуха и воды. Изучающее чтение.
Научные решения проблем экологии.
Фразовый глагол to cut. Употребление артиклей.
Ежедневная помощь планете. Обмен мнениями.
Введение НЛЕ. Выполнение упражнений.
Природоохранные организации. Устная речь.
Стихийные бедствия. Прогнозы. Работа с текстом.
Влияние человека и природы друг на друга. Обсуждение.
Лексический диктант.
Систематизация грамматического материала.
Подготовка к контрольной работе. Выполнение упражнений
Контрольная работа по разделу «В гармонии с природой».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
Работа над ошибками
Эссе «В гармонии с природой».
Выполнение тренировочных упражнений.
Проектная работа «В гармонии с природой».
Обобщающий урок
Почему люди путешествуют?
Способы и виды путешествий. Работа в парах.
На островах Киклады в Греции. Введение НЛЕ.
Употребление sick и ill в речи.
«Безбилетники». Детальное чтение.
Место, где бы ты хотел побывать. Устная речь.
Твое путешествие поездом. Монологическая речь.
В аэропорту. Информация в зале ожидания.
Модальные глаголы и их эквиваленты.
Аэропорт Хитроу. Аудирование.
Гостиницы. Отели. Заказ номера.
Модальные глаголы с продолженным и перфектным
инфинитивом.
Покупки и развлечения в торговом центре. НЛЕ.
Просьбы и предложения с модальными глаголами. Фразовый
глагол to set.
Марко Поло – путешественник и исследователь.
Английские идиомы со словом world. Модальные глаголы.
Знание и уважение традиций и обычаев страны посещения.
Разговорный английский. Речевые клише.
Лексический диктант.
Подготовка к контрольной работе. Выполнение упражнений.
Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками
Проектная работа «В гармонии с миром».
Итоговый урок.
Шаги к карьере. Введение НЛЕ.
Популярные профессии. Структура to have smth done.
Популярные профессии. Словообразовательные суффиксы -er, -or, ist.
4. Необходимые качества для профессиональной деятельности.
Лексические упражнения.
5. Выбор профессии. Просмотровое чтение. Работа в парах.
6. Выбор профессии. Местоимения neither, either.
7. Государственное образование в Великобритании. Введение НЛЕ.
8. Входная контрольная работа.
9. Ведущие университеты Великобритании. Просмотровое чтение.
10. Неопределенные местоимения nobody, no one, none. Выполнение
упражнений.
11. Ведущие университеты России. Аудирование. Введение НЛЕ.
1.
2.
3.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Изучение английского языка. Поисковое чтение.
Фразовый глагол to call. Выполнение упражнений.
Мой собственный путь (1 часть). Чтение с полным пониманием.
Метафора. Ознакомление, употребление.
Мой собственный путь (2 часть). Чтение с извлечением информации.
Выбор профессии. Монологическая речь.
Выбор профессии. Диалогическая речь.
Лексический диктант.
Систематизация грамматического материала.
Подготовка к контрольной работе. Выполнение упражнений.
Контрольная работа по теме «Шаги к карьере».
Работа над ошибками.
Эссе по теме «Шаги к карьере».
Выполнение тренировочных упражнений.
Проектная работа.
Обобщающий урок
Шаги к пониманию культуры. Введение НЛЕ.
Множественное число существительных. Выполнение упражнений.
Традиции и обычаи. Чтение. Диалоги.
Притяжательный падеж имен существительных.
Ценности и убеждения. Чтение с полным пониманием.
Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Выполнение
упражнений.
Основные мировые религии. Устная речь.
Артикли с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными.
Употребление.
Читательские предпочтения. Устная речь. Просмотровое чтение.
Фразовый глагол to speak. Собирательные существительные.
Изобразительное искусство. Введение НЛЕ.
Идиоматические выражения. Ознакомление, употребление.
Величайшие галереи мира. Монологическая речь.
Фразы разговорного этикета. Артикль с собственными именами
существительными.
Музыка. Аудирование. Чтение.
Театр. Кино. Монологическая речь.
Подготовка к контрольной работе. Выполнение упражнений.
Контрольная работа.
РНО. Выполнение упражнений.
Проектная работа.
Обобщающий урок
Шаги к эффективной коммуникации. Введение НЛЕ.
Технический прогресс – за и против. Наречия.
Широкозначные существительные. Ознакомление, употребление.
Образование наречий. Степени сравнения наречий.
Преимущества и вред компьютеров. Введение НЛЕ.
Степени сравнения наречий. Исключения.
Стив Джобс. Чтение текста с полным пониманием.
Наречия. Введение НЛЕ.
Нобелевские лауреаты. Введение НЛЕ.
Наречия. Выполнение тренировочных упражнений.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
59. Великие изобретения и открытия. Просмотровое чтение.
60. Фразовый глагол to pick. Числительные.
61. Открытия русских ученых. Чтение текста с извлечением
информации.
62. Английские синонимы. Номера телефонов, даты.
63. Средства массовой информации сегодня. Чтение текста. Ответы на
вопросы.
64. Фразы разговорного этикета. Ознакомление, употребление.
65. Актуализация грамматического материала, выполнение упражнений.
66. Великие изобретения в истории. Монологическая речь.
67. Совершенствование навыка устной речи. Диалог.
68. Совершенствование навыка письменной речи. Письмо.
69. Систематизация изученного материала.
70. Лексический диктант.
71. Выполнение тренировочных упражнений.
72. Систематизация грамматического материала.
73. Подготовка к контрольной работе.
74. Контрольная работа по теме раздела.
75. Работа над ошибками.
76. Эссе по теме «Шаги к эффективной коммуникации».
77. Проектная работа.
78. Обобщающий урок
79. Процесс глобализации в современном мире. Введение НЛЕ.
80. Английские идиомы с неличными формами глагола.
81. Роботы в обществе будущего. Аудирование.
82. Актуализация грамматического материала.
83. Будущее планеты. Введение НЛЕ.
84. Инфинитив и герундий. Выполнение упражнений.
85. Проблемы глобализации. Изучающее чтение.
86. Введение НЛЕ. Выполнение упражнений.
87. Причины экспансии американской культуры. Устная речь
88. Сложное дополнение. Повторение.
89. Космический туризм. Просмотровое чтение. Монологическая речь.
90. Сослагательное наклонение. Употребление.
91. Точка зрения молодежи на будущее. Чтение с полным пониманием.
92. Проблемы будущего. Сослагательное наклонение.
93. Английский язык – глобальный язык 21 века. Устная речь.
94. Сослагательное наклонение. Выполнение упражнений.
95. Совершенствование навыка устной речи. Монологическая речь.
96. Лексический диктант.
97. Подготовка к контрольной работе. Выполнение упражнений.
98. Итоговая контрольная работа.
99. РНО. Выполнение упражнений.
100. Проектная работа.
101. Обобщение изученного материала.
102. Итоговый урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20