12.11.2024
Памятка
родителям:
«Создание благоприятной семейной атмосферы»
Характер взаимоотношений в семье
– это основа её эмоционального климата и условие для развития ребенка.
Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может
привести к распаду семьи, - ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить
в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети
дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают
закладываться.
Если родители вовремя обращаются за помощью к специалисту
(педагогу, психологу, психотерапевту), появляется возможность нормализовать
обстановку в семье.
Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении
к психологу: явных открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия,
которые всегда практически присутствуют в каждой семье, и как результат
напряженность в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребенка в
подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность,
агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что
может привести его к внутри личностным конфликтам.
Психологический климат семьи выражается в том, какие в ней
преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое спокойное,
теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное).
При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя
равным, среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью
своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает
живительную свежесть, бодрость и оптимизм.
Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать
право каждого быть личностью, а е только мужем, отцом, хозяином дома или
партнером.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким
общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.
Для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую
погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями.
• Держать улыбку (потому что именно лицо – визитная карточка).
• Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит
счастье семьи).
• Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать
трудно).
• Говорить «нет», не обижая ( и в семье тоже нужна дипломатия).
• Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из
конфликта – это не вступать в него).
• Ободрять других (оптимистам жить легче).
• Делать комплименты (учтите, что женщины любят ушами и даже
самые умные мужчины легко откликаются на лесть)
Памятка «Внимание к эмоциональному благополучию ребенка»
Эмоциональные взрывы у дошкольника чаще всего связаны с
изменениями его жизненных условий, с необходимостью быстрой ломки привычных
стереотипов поведения. Они могут быть спровоцированы поступлением ребенка в
дошкольное учреждение, специализированную студию или школу, приходом в семью
новых членов, сменой детского сада, группы, педагога, в связи с переездом и т.
д.
Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной
неустойчивости ребенка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и
бурно, носят взрывной характер.
Симптомы
• Нестабильность и неровность поведения ребенка, резкие перепады
настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные
переходы от увлеченности делом к потере интереса, от безудержного веселья к
подавленности.
• Острота реагирования на настроение других (замирают или
напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во
время грустных событий);
• Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве
танцует, сочиняет, поет, но не может воспроизвести все это на утреннике, в ситуации
экзамена.)
• Общее чувство неуверенности во всем, что делает ( « у меня
получится? Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?»),
гипертрофированный страх и предчувствие неудачи («все равно не получится»)
• Отчетливый соматический характер отдельных эмоциональных
ощущений, переход эмоций, например страха и гнева, в ощущении боли («когда я
сильно сержусь, у меня темнеет в глазах»; «я не буду рисовать: у меня руки
болят»).
• Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха
в ревность, страха и гнева в зависть), трудность преодоления.
• Чрезмерная чувствительность не только к замечанию (особенно к
замечанию взрослых), но и к тому, как сказано: каким голосом, с какими
интонациями и т. д.
Такие симптомы являются сигналом для родителей о том, что
ребенку нужна помощь.
Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»
Помните!
• От того, как родители разбудят ребенка, зависит его
психологический настрой на весь день.
• Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, -
величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и
легко проснулся, когда его будят родители.
• Строго соблюдайте режим дня ребенка.
• Если у родителей есть возможность дойти до детского сада
вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это общение,
ненавязчивые советы.
• Научитесь встречать детей из детского сада. Не стоит первым
делом спрашивать: «Как ты себя вел? Чем кормили в садике?», лучше задать
нейтральные вопросы: «Что было интересного в детском саду?», «Чем сегодня
занимались?», «Как дела с ребятами?»
• Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его
временных неудач.
• Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в
его жизни.
• Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить
из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви
и уважения.
Рекомендации родителям
• Радуйтесь вашему сыну или дочке.
• Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не
перебивайте.
• Установите четкие и определенные требования к ребенку.
• В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов,
их признаков, действий с ними.
• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
• Говорите четко, ясно.
• Будьте терпеливы.
• Сначала спрашивайте «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?»
• Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
• Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы.
• Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
• Чаще хвалите ребенка.
• Поощряйте игры с другими детьми.
• Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о
которых он мог бы рассказывать.
• Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
• Приобретайте кассеты с записями любимых песенок, стихов и
сказок ребенка, пусть он слушает их снова и снова.
• Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать
(коллекционировать, рисовать и пр.).
• Регулярно водите ребенка в библиотеку.
• Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие
вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
• Не теряйте чувство юмора.
• Играйте с ребенком в разные игры.
• Чаще делайте что-либо сообща, всей семьей.
• Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.
• Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте
книги по вопросам воспитания.
• Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не
отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, не дайте ему
заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
• Не задавайте слишком много вопросов.
• Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.
• Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится,
устал, расстроен.
• Не требуйте слишком много – пройдет немало времени, прежде,
чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в
порядок свою комнату.
• Не поправляйте ребенка постоянно, то и дело повторяя: «Не так,
. переделай».
• Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она
синяя».
• Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте
это в присутствии других людей.
• Не придумывайте для ребенка множества правил: он перестанет
обращать на них внимание.
• Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех
ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
• Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу неожиданных
скачков в развитии ребенка или некоторого регресса.
• Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его
братом (сестрой), ни с соседскими, ни с его приятелями или родственниками
Дата создания: 12.11.2024
Дата обновления: 12.11.2024
Дата публикации: 12.11.2024